Из московского метро высаживают иностранцев
Москва готовится объявить новый конкурс на крупный контракт по поставке 1,5 тыс. вагонов метро. Их стоимость с учетом обслуживания на 30 лет может достигнуть 260 млрд руб. Однако Минпромторг настаивает, чтобы среди условий конкурса появилась локализация на уровне 70%, что резко сужает круг потенциальных участников — в первую очередь за счет иностранных производителей.
Источники «Ъ», знакомые с планами правительства Москвы, рассказали, что в июле состоится конкурс
на поставку столичному метрополитену в 2016-2020 годах
1,5 тыс. вагонов. Начальная сумма заказа не раскрывается,
но известно, что речь идет о контракте жизненного цикла. Он
предполагает гарантированное обслуживание вагонов в течение 30 лет.
Подвижной состав будет эксплуатироваться в первую очередь
на Серпуховско-Тимирязевской и Калининско-Солнцевской линиях. Сейчас
в парке московского метро 4,8 тыс. вагонов, общая протяженность линий —
325,4 км, к 2020 году ее планируется увеличить в полтора
раза.
Предстоящий конкурс — второй этап масштабной закупки вагонов
для метро Москвы по контракту жизненного цикла. В феврале уже был
выбран поставщик 832 вагонов, сумма контракта составила
143,9 млрд руб., то есть теоретически на этот раз она может
достигнуть 260 млрд руб. Первый контракт получил входящий в
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) «Метровагонмаш», который и раньше был основным
поставщиком вагонов метро. Конкуренцию ему составила лишь другая структура ТМХ,
Октябрьский электровагоноремонтный завод (совладельцем является канадская
Bombardier). В конкурсе хотели участвовать и иностранные производители,
но они не успели подготовиться.
На этот раз возможности иностранцев могут ограничить самими условиями конкурса.
Источник среди вагоностроителей рассказал «Ъ», что Минпромторг обратился
к мэру Сергею Собянину с просьбой
предусмотреть обязательную поэтапную локализацию вагонов в России
в течение трех лет до 70%. Собеседник «Ъ» пояснил, что 30 апреля
министр Денис Мантуров направил господину Собянину письмо, в котором
указал на необходимость учитывать «интересы национальной экономики». С
ведущими мировыми производителями министр предложил создавать СП,
но только «при условии передачи технологий и высокой степени
локализации выпускаемой продукции». В Минпромторге подтвердили факт
существования письма, в департаменте транспорта Москвы на запрос «Ъ»
не ответили. Но источник, близкий к нему, говорит, что окончательного
решения по условиям конкурса пока нет.
Источники «Ъ» уточняют, что власти Москвы и сами хотели установить уровень
локализации, но лишь на 40%, а также обязать разместить
производство в пределах Москвы и области. Это бы обеспечило Москву
дополнительными налогами, поясняет один из собеседников «Ъ», но «идея
выглядит безумно из-за дороговизны столичной земли».
Об интересе к новому конкурсу уже заявляли многие мировые производители,
в том числе Siemens, Bombardier, Alstom и CAF. Среди потенциальных
претендентов назывались также Hyundai, Skoda и Stadler. Но иностранцы
собирались участвовать в конкурсе вместе с российскими партнерами:
Siemens с «Русскими машинами» в рамках уже созданного СП, Alstom
с ТМХ (французская компания владеет 25% акций холдинга), Bombardier с
«Уралвагонзаводом» (УВЗ), CAF с «Синарой», Skoda с Кировским заводом.
Вчера интерес к конкурсу «Ъ» подтвердили ТМХ с Alstom, Siemens с
«Русскими машинами» и «Синара» с CAF, но все они отказались
комментировать требование по локализации. В УВЗ заверили, что готовы
выполнить это условие. В Stadler от комментариев отказались,
в Hyundai и Skoda на запрос «Ъ» не ответили.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что требование
о локализации на уровне 70% оставит шансы на победу только
отечественным производителям и тем иностранным компаниям, которые уже
работают в тесной кооперации с местными партнерами. Эксперт оценивает
стоимость строительства завода по выпуску вагонов метро с полным
производственным циклом в несколько миллиардов рублей, добавляя, что при уровне
рентабельности контракта не менее 20% победитель сможет профинансировать
этот проект.
Юлия Ъ-Галлямова