Руководство метро определилось с точкой безубыточности
Чтобы подземка работала с прибылью, по мнению главы столичного метрополитена Ивана Беседина, необходимо поднять тарифы на проезд на 87%.
Руководство столичного метрополитена подсчитало, что
для достижения безубыточной работы подземки в 2014 году необходимо
повысить тарифы на 87,7%. Именно такая цифра содержится в письме
главы столичного метрополитена Ивана Беседина заместителю мэра города Максиму
Ликсутову (есть в распоряжении «Известий»). Ранее глава подземки обращался
в мэрию с просьбой увеличить тарифы на проезд. К письму
приложено и обоснование необходимости столь внушительного роста тарифов.
Источник в мэрии отмечает, что при сохранении субсидий, выделяемых
из бюджета на проезд льготных категорий пассажиров, стоимость проезда
вряд ли повысится более чем на 30%. Эксперты утверждают, что повышение
тарифов должно сопровождаться публичным обсуждением, и в меньшей степени
затрагивать постоянных пользователей метро.
Как ранее сообщали «Известия», глава столичной подземки Иван Беседин обратился
в столичный департамент транспорта с просьбой «рассмотреть вопрос
о повышении тарифа на проезд в текущем году». По его словам,
метро «ощущает на себе все инфляционные процессы». При этом решение
о повышении тарифов должно быть «взвешенным и учитывать интересы
всех — и перевозчиков, и машинистов, и москвичей,
и льготных категорий пассажиров». Беседин говорил, что предприятие,
начиная с 2011 года, «либо вовсе не индексировало стоимость поездки,
либо повышало только цену билетов на одну-две поездки». Отметим, что
метрополитен получает субсидии из городского бюджета. Так, по словам
начальника подземки, в 2014 году город выделил 26 млрд рублей, которые
направлены на компенсацию проезда льготных категорий пассажиров (их,
по разным оценкам, от 30 до 50%), а также на «некоторые
затраты на развитие метро».
Общественные организации тогда выступили с резкой критикой повышения цены
на проезд, потребовав предоставить «обоснованные расчеты»
и обнародовать финансовые документы метро, согласно которым подземка
нуждается в повышении тарифов.
В свою очередь, в департаменте транспорта сообщили, что в ведомство
«действительно обратились перевозчики с просьбой повысить тарифы на проезд
в городском транспорте».
— Мы с пониманием относимся к потребности перевозчиков:
городской транспорт нуждается в серьезном развитии, он должен
соответствовать выросшим потребностям москвичей, необходимо повышать зарплату
водительскому составу, работникам служб движения — это требует больших
инвестиций. В то же время мы должны учитывать интересы жителей, — добавили
в департаменте.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков пояснил, что
повышение стоимости проезда должно в меньшей степени затрагивать
«постоянных» пассажиров, и в большей – тех, кто пользуется «короткими»
билетами на одну-пять поездок. «Таким образом город сможет стимулировать
пользование общественным транспортом», — уточнил он.
По словам Свириденкова, сейчас метрополитен работает практически безубыточно.
— Но это без учета инвестиционной составляющей — затрат
на строительство новой инфраструктуры и развитие метро, а также
без компенсаций на проезд льготных категорий граждан. От городских
субсидий также зависит, насколько подорожает проезд. Если субсидии
для льготников будут заморожены на том же уровне, что и сейчас,
то тогда проезд для «платных» пассажиров возрастет сильнее, чем если бы
компенсации на льготных пассажиров из бюджета также были бы
увеличены, — пояснил он.
В свою очередь, председатель Союза пассажиров Кирилл Янков назвал возможный
рост тарифов даже на 30% «совершенно неадекватным».
— Это завышенные аппетиты, цифры намного превышают инфляцию. Подорожание
на 6-7% еще можно понять, но все, что сверх того, требует серьезного
обоснования, — говорит эксперт. – Кроме того, выход на безубыточное
существование будет означать, что за льготников будут платить другие
пассажиры, что в корне неверно.
По словам Янкова, несмотря на то, что доходы метрополитена из-за
сокращения доли недобросовестных пассажиров, незаконно использующих «социальные
карты москвича», выросли, на качестве перевозок это никак
не отразилось.
— Кроме того, вести разговоры о повышении проезда в метро
в год выборов в Мосгордуму попросту недальновидно, эту тему будет
использовать каждый кандидат в парламент, — заключил Янков.