Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » Сокол

станция Сокол

Расположение

«Сокол» – станция метрополитена Москвы в составе Замоскворецкой линии. Находится между станцией «Аэропорт» и станцией «Войковская». Станция «Сокол» проходит непосредственно под Ленинградским проспектом на участке развязки с Ленинградским и Волоколамским шоссе. Это Северный административный округ Москвы, территория районов «Аэропорт» и «Сокол».

История станции

Построить линию метро, которая бы заканчивалась во Всехсвятском, планировали еще в 30-х годах двадцатого века. Строительство осуществлялось открытым способом. Запустили станцию 11 сентября 1938 года. Правда, тогда был задействован лишь один вестибюль – наземный, который находился в окружении обычных сельских домов. В военные годы, как и другие станции метро, станция «Сокол» была бомбоубежищем.

По прошествии Великой Отечественной войны открыли западный вестибюль, расположенный около Церкви Всех Святых. Со временем на станции достроили дополнительные лестницы, построили выход в подземный переход, который проходит под Ленинградским проспектом.  

Конечной станция «Сокол» перестала быть в конце 1964 года. В конце ХХ века из-за плохого технического состояния достроенные когда-то дополнительные лестницы полностью демонтировали. 

История названия

Название «Сокол» станция получила благодаря находящемуся в полукилометре району «Сокол», который построили в 20-е годы двадцатого века. Это был первый кооперативный жилой поселок в Москве. Ранее на его территории размещалось крупное село Всехсвятское. Впрочем, название «Всехсвятское» для станции во время пропаганды абсолютного атеизма было неприемлемо. Идея переименования ее во «Всехсвятское» появилась лишь в 1992 году. Инициаторы аргументируют, что это более подходящее название для станции, которая расположена как раз в центре тогдашнего села. Но идею с переименованием пока не реализовали.

Описание станции

Зал станции «Сокол» отделан мрамором под названием «коелга», на путевых стенах тоже мрамор, но биробиджанский. Пол выстелен гранитными плитами красного и серого цвета.

Зал станции имеет два параллельных свода. Их поддерживают боковые стены и единственный ряд колонн. В облицовке нижней части колонн и стен станции используются элементы белого мрамора и агамзалинского оникса из Армении. Колонны расширяются кверху и образуют купола. В куполах есть углубления из агамзалинского оникса, в которых расположены скрытые светильники. С помощью этого приема станция освещается ровно.

Зал станции на две равные части делится поперечным мостиком, из которого на платформу ведут две широкие лестницы.

Приметно, что эта станция некоторым образом приспособлена для удобства людей, имеющих ограниченные возможности. Эскалаторов на станции нет. Лестница в западном вестибюле имеет колясочный спуск и контрастные полосы для плохо видящих людей. Впрочем, лестница, ведущая на платформу, обычная, и таких приспособлений не имеет. А лестничный марш, ведущий в подземный переход, оснащен полозьями для колясок и сумок-тележек.

Технические характеристики

Станция «Сокол» построена по специальному проекту, который разработали архитекторы Ю. Яковлев и К. Яковлев. По своей конструкции она нехарактерна для Московского метрополитена, поскольку является двухпролетной станцией мелкого заложения (на глубине почти 10 метров). Свод станционного зала имеет форму купола с углублениями. Его высота – 4,5 метра. Свод поддерживают колонны, выстроенные в один ряд, и стены тоннеля.

Станция «Сокол» является одной из наиболее жарких станций Московского метрополитена. Например, летом 2010 температура воздуха здесь достигала 33,5 градусов по Цельсию.

За станцией есть ответвления от главных путей. Они ведут в депо «Сокол», которое обслуживает Замоскворецкую линию. Кроме того, эти ответвления иногда используют для оборота составов. Особенностью главного путепровода также является то, что на пути к «Войковской» после проезда стации «Сокол» он не прямой, а поворачивает направо. Это нетипично для московского метро. Но ввиду недостаточной ширины станции именно так были вынуждены расположить служебные пути. Подобное еще можно увидеть на станциях «Сокольники» и «Партизанская».

Вестибюли и пересадки

«Сокол» имеет два наземных вестибюля. Проектировали их разные архитекторы, поскольку построены они в разное время.

Восточный вестибюль являет собой полукольцо с раздельными входами и выходами в торце. В центре – гранитный фонтан. Северный вестибюль построен в форме буквы «П». В начале ХХІ века в центре павильона построили магазин, а само здание приспособили для людей, имеющих ограниченные возможности. Кроме того, модернизировали сигнализацию, системы пожаротушения и оповещения.

Достопримечательности

Главная достопримечательность в районе метро «Сокол» – Храм Всех Святых во Всехсвятском.

Каменная церковь во имя Всех Святых была построена в конце ХVII века по инициативе боярина Ивана Милославского. Храм дал официальное название селу. Позже село стало собственностью грузинского царевича Александра, с которым обручилась единственная дочь боярина Дарья.

Церковь построена в стиле раннего барокко. Внутри стены церкви полностью расписаны. Храмовая икона «Собор Всех Святых» исполнена в васнецовском стиле. Она находится над резным иконостасом. Иконостас трехъярусный, бело-кремовый с позолотой. При храме есть колокольня. Она находится под пятиградусным наклоном из-за песчаной почвы и протекающей вблизи речки.

Церковь не раз перестраивали и расширяли. В 20-х годах двадцатого века храм пытались закрыть и оборудовать на его территории клуб. Хотя недействующим он был лишь в 1939-1945 годах, когда публично сожгли иконостас и разместили там военный склад. А в 70-х годах двадцатого века церковь Всех Святых имела самый большой приход.

В начале ХХІ века храм отреставрировали и достроили двухэтажный дом, где разместили воскресную школу и церковную лавку.

При церкви Всех Святых было старинное кладбище, где похоронено много представителей грузинских княжеских родов. Поговаривают, что здесь также покоится тело грузинского писателя Сулхан-Саба Орбелиани. Уничтожили кладбище в конце ХХ века. Одна из версий – здешним высокопоставленным жильцам не нравилось видеть из окна кладбище. Сохранились лишь несколько надгробных плит. 

Наземная инфраструктура

Этот район считается одним из наиболее престижных в столице, следовательно, инфраструктура развита отлично, и здесь есть все заведения, необходимые для комфортного быта. Вблизи станции есть скверы, парки, развлекательные заведения.

Полезные факты

Время открытия станции «Сокол» – 5:20 утра. Первый поезд к станции «Речной вокзал» отправляется в 5:54. Первый поезд в направлении метро «Красногвардейская» отходит с «Сокола» в 5:28.

Интересно

Станция «Сокол» имеет репутацию «нехорошего места». Сотрудники метро рассказывают, что нередко чувствуют проявление каких-то потусторонних сил. Возможно, это происходит потому, что станция построена на месте, где во время Красного террора расстреляли массу людей.

Метро «Сокол» также время от времени фигурирует в сводках московских происшествий. Здесь несколько людей попали под поезд, иногда с летальным исходом. Известен также случай, когда в 2006 году в тоннель провалилась бетонная свая и повредила один из вагонов поезда. Тогда люди не пострадали.

На карте