Главная » Станции » История метрополитена » Метрополитен Санкт-Петербурга » Строительство станций первой очереди

Строительство станций первой очереди

idilbay.ru

 

Постановление о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде было принято в 1941 г. Линию длиной 19,1 км с 12 станциями планировалось окончить к IV кварталу 1942 г. К апрелю 1941 г. уже были заложены первые шахты, однако война и блокада Ленинграда помешали работам. Строительство было возобновлено только после победы в 1945 году, но, поскольку уже созданные шахты серьезно пострадали во время бомбардировок, трасса претерпела некоторые изменения.

Здание на пл. Островского, 7, где с 1941 года размещалось Управление Ленметстроя. 1995 год.

 

Станция метро «Технологический институт», в здании которой со дня основания по настоящее время размещается управление метрополитена, 22 июня 1956 год.


Разработка породы велась главным образом механизированными проходческими щитами – подземными комбайнами, занимающими весь диаметр туннеля. Из-за болотистой местности ленинградские метростроевцы трудились в сложнейших геологических условиях: подземные воды и жидкие грунты создавали непрерывные препятствия на пути проходчиков. Чтобы избежать затопления выработок, применялось искусственное замораживание грунтов и сжатый воздух – кессонный способ работ. Темпы строительства нарастали с каждым годом, но, поскольку, в отличие от Москвы, работы приходилось вести полностью закрытым способом (а подобного опыта у отечественных метростроевцев не было), строительство первой очереди заняло 10 лет.

 

Колонна машин у Кировского райсовета перед отправкой на строительство метро. Ленинград, 3 сентября 1947 год.

 

Строительство тоннеля, 1947 год.

 

Вывоз породы из насосной камеры, 25 апреля 1947 год.

 

Встреча проходчиков во время сбойки, 5 ноября 1947 год.


Подача состава с породой к шахтному подъему, январь 1949 года.

 


Народный артист СССР Н.К. Черкасов на встрече с метростроевцами Ленинграда, 1950 год.


Трасса первой очереди была поделена на два участка. Первый, по замыслу разработчиков, должен был связать Площадь Восстания (Знаменскую) с Нарвской заставой, а второй – продолжить эту линию до Финляндского вокзала. Таким образом, первая ветка метро должна была соединить ряд важных участков города, в том числе четыре вокзала – Московский, Витебский, Балтийский и Варшавский. В дальнейшем к ним должен был присоединиться и пятый ленинградский вокзал – Финляндский.

На первом участке длиной 10,8 км, соединяющем центр города с районом Автово, было построены восемь станций – «Площадь Восстания» (у Московского вокзала), «Владимирская» (на Владимирской площади), «Пушкинская» (у Витебского вокзала), «Технологический институт» (в начале Загородного проспекта у ЛТИ им. Ленсовета), «Балтийская» (у Балтийского вокзала), «Нарвская», «Кировский завод» и, наконец, «Автово» (в начале Петергофского шоссе). За станцией «Автово» в Дачном планировалось строительство электродепо.

Вслед за вводом в строй первого участка первой очереди развернулись работы на втором участке – от площади Восстания до Финляндского вокзала. Через три года – в 1958 году – к ранее построенным восьми станциям прибавились еще две – «Чернышевская» и «Площадь Ленина» у Финляндского вокзала.

 

Группа инженеров-конструкторов обсуждает проект станции первой линии «Кировский завод».


Сотни архитекторов со всего Советского Союза подали на конкурс свои проекты станций для Ленинградского метрополитена. Отобрать лучшее было не так-то просто: в общей сложности на суд жюри было вынесено 23 проекта – почти по 15 на каждую станцию!

В итоге каждая из восьми станций первой очереди Ленинградского метро была посвящена какой-либо важной вехе жизни страны.

 

«Площадь Восстания»

 

Фото слева: Площадь Восстания (Знаменская) до реконструкции, в центре  - памятник Александру III, справа – Знаменская церковь, на месте которой построен наземный павильон станции «Площадь Восстания». Фото справа: Наземный вестибюль станции «Площадь Восстания», 1950-е годы.

 

Стройплощадка станции «Площадь Восстания».


Строительство павильона станции «Площадь Восстания».


Тема победы большевиков в Октябрьской революции стала ведущей в облике станции «Площадь Восстания»: ее украшают бронзовые барельефы, изображающие штурм Зимнего, Ленина на броневике у Финляндского вокзала, Ленина в Разливе и т.д..

 

 

 

 

«Владимирская»

Рост благосостояния советского народа отражает монументальное мозаичное панно «Изобилие», украсившее станцию «Владимирская».

 

«Пушкинская»

Верхнее фото: вид на площадь перед Витебским вокзалом, слева - здание на месте которого построена станция метро «Пушкинская», 1935 год. Нижнее фото: Станция метро «Пушкинская», 1956 год.

Станция «Пушкинская», посвященная великому русскому поэту, не была открыта в составе первой очереди – из-за проблем со строительством она была введена в эксплуатацию только через год – в 1956 г. В ее центральном зале на фоне живописного панно с изображением одного из уголков царскосельского парка – скульптура А.С. Пушкина работы М.К. Аникушина.

 

На станции метро "Пушкинская", середина 1950-х годов.

 

«Технологический институт»

Строительство станции метро «Технологический институт», 1954-55 годы.


Сооружение эскалаторного тоннеля, станция «Технологический институт», 1950 год.

 

Станция «Технологический институт» прославляет развитие российской и советской науки. Оформление подземного зала просто – гладкие стены украшены бронзовыми барельефами российских ученых: от Ломоносова до Павлова и Мичурина. Между барельефами помещены венки из ветвей лавра – это академическая эмблема, символ науки.

 

 

Перрон станции "Технологический институт".

 

Станция метро "Технологический институт", 50-е годы.

 

Станция «Технологический институт 1», 26 апреля 1961 год, над  путями – переход на станцию «Технологический институт 2».


«Балтийская»


Площадь у Балтийского вокзала до строительства станции метро.

 

 

Станция метро «Балтийская», май 1962 год.


Станция «Балтийская» посвящена Балтийскому флоту. По замыслу создателей, архитектура станции должна вызывать ассоциации со свободной водной стихией Балтики.  Свод станции выполнен в форме надутого ветром паруса, серо-голубой мрамор стен напоминает о цвете моря, станцию украшают барельефные медальоны прославленных русских флотоводцев: С.О. Макарова, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, Ф.Ф. Ушакова.

Перрон станции "Балтийская", 1957 год.

 

Эскалаторный зал станции метро «Балтийская», 1962 год.

 

«Кировский завод»

Монументальная архитектура и тематические барельефы станции «Кировский завод» символизируют собой мощь советской индустрии.

 

«Нарвская»

Район Нарвских ворот, 1900-е годы.

 

Площадь Стачек до строительства метрополитена, 1930-е годы.

 

Площадь Стачек, слева – Нарвские Триумфальные ворота, справа – станция метро «Нарвская», 1950-60-е годы.



Станция метро "Нарвская", середина 50-х годов.

 

Монтаж эскалаторов на станции «Нарвская».

 

Пассажиры на эскалаторе станции метро «Нарвская», 1955 год.

 

Средний зал станции метро «Нарвская», украшенный мозаичным панно с изображением И.В. Сталина, 1955 год.


Мозаика, украшавшая станцию "Нарвская", была разобрана в 1961 году.

 

Район, в котором была построена станция метро «Нарвская», в начале века был огромной рабочей окраиной, славившейся своими революционными традициями. Прославление советского пролетариата и стало лейтмотивом станции «Нарвская»: эта тема отображена в украшающих подземный зал 48 горельефах, изображающих людей разных профессий.

 

 

«Автово»

Окраина Ленинграда Автово, 1939 год.


Автово – бывшая окраина Петербурга. Еще в 30-х годах на планах города проспект Стачек заканчивался невдалеке от Кировского завода, а далее местность обозначалась условным знаком: «пашни, луга, пустоши». Застройка Автово началась в годы первых пятилеток, а в годы Великой Отечественной войны этот район стал передним краем обороны города. Этот факт стал определяющим для выбора художественного оформления станции «Автово». Основной темой стало прославление мужества и стойкости ленинградцев, отстоявших город и героически выдержавших 900-дневную блокаду. Весь монументальный и торжественный облик станции (композиция внутренних помещений, декоративное убранство, изобразительные элементы) передает этот замысел. Люстры, решетки и другие детали оформления несут на себе победную символику: дубовые листья, обвитые лентами, геральдические щиты. Торец станции украшает мозаичное панно «Победа», изображающее женщину с младенцем – символы мирной жизни.

 

Станция метро "Автово", середина 50-х годов.

 

На ряде первых станций Ленинградского метро была сделана попытка по-новому решить проблему освещения. На некоторых столичных станциях применен закарнизный свет: в этом случае зал освещен не прямым, а отраженным светом, но его сила ослаблена, так как часть светового потока теряется при отражении. Освещение приглушенное, а чтобы сделать его более ярким, приходится сильно повышать расход электроэнергии. У архитекторов Ленинградского метрополитена была цель вписать приборы освещения в архитектурное решение станций. Встроенные таким образом, они уже перестают быть только дополнением, но превращаются в органическую часть общего решения. По этому пути пошли создатели станций «Площадь Восстания», «Нарвская», «Кировский завод» и «Технологический институт». В каждой из них есть свои особенности, но принцип всюду одинаковый.

По-новому на некоторых станциях спроектированы и вентиляционные устройства – они также встроены в архитектуру залов. Так, на станциях «Балтийская», «Кировский завод» и «Технологический институт» нельзя увидеть вентиляционных отверстий. Если бы не явно ощущаемые потоки воздуха, идущие сверху, создается ощущение, что они отсутствуют. Однако это иллюзия, просто вентиляция на этих станциях спрятана за карнизами или декоративными элементами архитектурного оформления.