Московское метро свяжется с Пекином
Инвесторы из КНР могут внести более $2 млрд.
Мэрия Москвы нашла первых инвесторов, готовых
вложить средства в строительство метро. China Railway Construction
Corporation и China International Fund могут совместно выделить более $2
млрд на создание отдельной ветки в Новой Москве. Но китайцам трудно
будет окупить этот проект, предупреждают эксперты: в тарифах
на проезд не заложена инвестиционная составляющая.
Сегодня мэр Москвы Сергей
Собянин, находящийся в КНР в составе официальной делегации
России, может подписать соглашение о намерениях с China Railway
Construction Corporation (CRCC) и China International Fund (CIF). Эти
компании готовы инвестировать в создание ветки метро на территории
Новой Москвы. Накануне аналогичное соглашение с CRCC и CIF подписал
вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин, но от лица ОАО «Мосинжпроект» (100% акций
принадлежит мэрии, является генподрядчиком строительства метро в городе).
Перед своим отъездом в Пекин господин Собянин рассказывал «Ъ», что речь
идет о линии от проектируемого Третьего пересадочного контура (в
районе улицы Новаторов) до Коммунарки (станция Столбово) протяженностью
14,9 км. На новой линии будет шесть станций. Объем инвестиций составит
74,5-89,4 млрд руб. (около $2,1-2,6 млрд) из расчета 5-6 млрд руб.
за 1 км. «Мы постараемся, чтобы вся линия была построена за счет
средств инвестора»,— рассчитывает господин Собянин.
«Сама ветка перейдет в собственность Москвы, ее управлением займется ГУП
“Московский метрополитен”, тарифы будет определять правительство Москвы
по принципам, одинаковым для всего метрополитена»,— отметил мэр. В
мэрии не уточняют, как инвесторы смогут вернуть свои вложения.
Представители китайских компаний не ответили на звонки «Ъ». Один
из чиновников в мэрии говорит, что окончательного решения
по форме договора с китайцами пока нет. «Это точно не концессия
в классической ее форме, так как это потребует вложения
со стороны мэрии»,— добавляет собеседник «Ъ».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей
школы экономики Михаил Блинкин сомневается, что проект окажется выгодным
для инвесторов. «В мире практически нет примеров окупаемых проектов
в сфере городского транспорта, реализованных только за счет сторонних
инвестиций,— рассуждает он.— В тарифах на проезд сейчас нет инвестиционной
составляющей». В Москве станцию метро «Мякинино» к своему экспоцентру
за собственный счет (около $20 млн) построил Crocus Group Араса
Агаларова — но сразу же передал объект на баланс мэрии. По
данным Kartoteka.ru, бизнес ГУП «Московский метрополитен» прибылен: в 2012
году его выручка составила 68,4 млрд руб., чистая прибыль — 5,5 млрд руб.
Метро в Новой Москве — уже второй потенциальный дорогостоящий проект
CRCC и CIF в РФ. Эти компании проявляют интерес к строительству
моста через Керченский пролив стоимостью $1,2-3 млрд. (см. «Ъ» от 5
мая). По собственным данным, выручка CRCC в 2013 году составила $93,6
млрд, чистая прибыль — $1,6 млрд. CIF финансовые показатели
не раскрывает.
Метрополитен — не единственная московская стройка, к которой
мэрия рассчитывает привлечь китайских инвесторов. Сейчас ведутся переговоры
об участии компаний из КНР в строительстве
транспортно-пересадочных узлов, физкультурно-оздоровительных комплексов,
приватизации акций спорткомплекса «Олимпийский» и ОАО «Московский трубозаготовительный
завод», сообщили «Ъ» в городском агентстве по управлению инвестициям.
Но называть заинтересованные компании в агентстве отказались. Еще одной
крупной стройкой в Москве может стать создание многофункционального
комплекса на месте часового завода «Слава» на Ленинградском
проспекте. В 2013 году владелец объекта ВЭБ заявил, что $800 млн может одолжить
Банк развития Китая. При этом генподрядчиком стройки должна стать китайская
компания.