Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » Белорусская

станция Белорусская (замоскворецкая)

Расположение

«Белорусская» – одна из самых первых станций метро, построенных в Москве. Она входит в состав Замоскворецкой линии. «Белорусская» соседствует со станциями «Динамо» и «Маяковская» и располагается просто под площадью Тверская Застава. Это Центральный округ Москвы, район «Тверской», получивший свое название по Тверской улице.

История станции

Построить станцию у «Белорусского вокзала» вдоль Тверской улицы запланировали еще в начале 30-х годов ХХ века. Согласно тогдашнему генеральному плану реконструкции Москвы, «Белорусская» должна была иметь два выхода – один вмонтированный в Белорусский вокзал, а другой должен был вести к жилому району. Но второй выход пока так и остался на бумаге.

«Белорусскую» запустили во второй очереди метрополитена Москвы. Это произошло 11 сентября 1938 года.  

В период Великой Отечественной войны часть станции отгородили под центральный командный пункт. Вторую часть днем использовали по назначению, а ночью – как бомбоубежище.

В начале 50-х годов ХХ века с «Белорусской» Замоскворецкой линии открыли переход, ведущий на станцию «Белорусская» Кольцевой линии. А в 70-х на станции произвели первый капремонт. В начале нового тысячелетия станцию и переход, ведущий на Кольцевую линию, вновь отремонтировали и поставили новые эскалаторы.

История названия

Название «Белорусская» станция получила благодаря широко известному художественному фильму «Белорусский вокзал» (1970). Дело в том, что единственный выход станции ведет непосредственно в здание вокзала, обслуживающего поезда дальнего следования северного, юго-западного и западного направлений.

Впрочем, на стадии строительства существовало два варианта названия станции – «Белорусский вокзал» и «Белорусско-Балтийский вокзал». Второй вариант связан с тем, что с 1922 по 1936 год «Белорусский вокзал» назывался «Белорусско-Балтийским».

Описание станции

Зал станции «Белорусская» отделан мрамором разных оттенков и сортов. По мнению авторов проекта, архитекторов Н.Андриканиса и Н. Быковой, благодаря этому приему удалось минимизировать ощущение глубины и придать станции вид изысканного подземного дворца. Чтобы тяжелая конструкция казалась легче, в пилонах сделали углубления с вмонтированными светильниками на бронзовых торшерах.

Мрамор на пилонах центрального зала имеет розовый оттенок. Сверху они декорированы лепниной с белорусскими, что вполне логично, национальными орнаментами. В свое время в главном зале пол был выложен в виде белорусского орнамента. Сейчас же напольный рисунок напоминает шахматную доску из черного диабаза и гранита серого цвета. 

Путевые стены отделаны мрамором (вверху – белый, снизу – черный). Освещение в центральном и боковых залах станции обеспечивают подвесные люстры, а также торшеры в нишах пилонов центрального зала.

Зал станции «Белорусская» принадлежит к объектам культурного наследия Москвы.

Технические характеристики

«Белорусская» станция имеет типовой проект пилонной трехсводчатой конструкции. Глубина заложения станции – 34 м. Длина платформы – 155 м.

Центральный зал в диаметре равен 9,5 м, боковые – 8,5 м. Расстояние до станции «Маяковская» составляет один километр, до станции «Динамо» – более двух километров. 

Для стоянки ночью и техобслуживания движущего состава на станции предусмотрены оборотные тупики. На перегоне «Белорусская»-«Динамо» испытывают поезда, поскольку он прямой и на нем разрешается набирать скорость до 100 километров в час.

Вестибюли и пересадки

Выход с данной станции возможен через единственный наземный вестибюль, который встроен в северо-восточное крыло здания Белорусского вокзала. Снаружи вестибюль отделан гранитом черного цвета. Внутри павильон колоннадой и турникетами разделен на два зала. В первом зале имеются кассы и два входа на площадь Тверская Застава и Ленинградский проспект. Во втором зале расположен эскалатор и есть выход на площадь Тверская Застава. Стены помещения облицованы темно-розовым с фиолетовыми прожилками мрамором. Также здесь имеется надпись с датой открытия станции.

Прием соединения эскалатора с вестибюлем был новшеством в строительстве вестибюлей станций довоенного периода.
Трехленточный эскалатор высотой 30,5 метров как бы пронзает пол второго этажа. Вместе с тем сквозь огражденное невысоким турникетом овальное отверстие для движущейся лестницы занятно смотреть на первый этаж вестибюля.

В центре зала можно совершить пересадку на станцию «Белорусская» Кольцевой линии. В переходе есть эскалатор, на полу – красный и черный гранит, на стенах – мрамор, а в торце – скульптура «Белорусские партизаны». Освещают переход торшеры из мрамора. Арки декорированы флорентийской мозаикой, выложенной в стиле национального белорусского орнамента. Их выполнил художник Григорий Опрышко. За декорирование станции метро «Белорусская» в 1952 году он стал Лауреатом Сталинской премии 3-й степени.

Достопримечательности

Главная достопримечательность в районе метро «Белорусская» расположена за 200 м от выхода со станции на площадь Тверская Застава. Это старообрядческая церковь Николы Чудотворца, датируемая началом прошлого века. Она построена на месте деревянной часовни.

Предыстория появления храма такова. В ХІХ веке у Тверской заставы организовалась община старообрядцев, которой принадлежала старая деревянная часовня. Когда община окрепла, вместо небольшой деревянной часовни решили построить храм побольше. Новую церковь освятили в 1921 году в день, когда православные почитают память Николая Чудотворца. Но богослужения здесь продолжались недолго. Через 14 лет храм закрыли, а во время войны превратили в склад местной противовоздушной обороны. В последующие годы культовое сооружение передали скульптору С. Орлову в качестве мастерской. Именно здесь он трудился над памятником основателю Москвы Юрию Долгорукому. Затем в помещении церкви располагались мастерские художественно-производственного комбината имени Е. Вучетича. Старообрядческая Митрополия возвратила себе храм лишь в 1993 году, и через два года в нем возобновились богослужения.

Наземная инфраструктура

Выходы наземного вестибюля станции «Белорусская» ведут на улицу Грузинский вал, на площадь Тверская застава, на Вторую Брестскую улицу и, конечно же, на «Белорусский вокзал». У метро находится несколько остановок общественного транспорта, есть кафе, рестораны, имеются также аптеки, салоны красоты, продуктовые и промышленные магазины. За полкилометра от метро «Белорусская» находится две гостиницы – «Холидей Инн Лесная» и «Шератон Палас».

Полезные факты

Время открытия станции «Белорусская» – 5:30 утра. Первый поезд в направлении станции «Красногвардейская» с «Белорусской» отправляется в 5:36. Первый поезд в направлении метро «Речной вокзал» отходит с «Белорусской» в 5:55.

На карте