Метрополитен составит черный и белый списки
Интеллектуальная система видеонаблюдения позволит сотрудникам метро выявить случаи несанкционированного проникновения в служебные помещения.
Пассажиров метро и сотрудников
подземки занесут в белый и черный списки. Как рассказал «Известиям»
начальник службы безопасности столичной подземки Владимир Муратов, фотографии
людей, находящихся в розыске, могут быть занесены в базу данных, что
позволит выявлять подозрительных людей в толпе и предоставлять информацию
правоохранительным органам. В белый список попадут сотрудники подземки,
у которых есть доступ в служебные помещения.
— У нас довольно часто происходит несанкционированное проникновение
в тоннели и служебные помещения. Нарушителями становятся диггеры, так
называемые экскурсоводы, — сказал Муратов. – Также если правоохранительные
органы предоставят нам фотографии преступников, мы сможем занести их
в базу интеллектуальной системы видеонаблюдения, которая выявит
преступника в толпе.
Начальник отдела биометрических и комплексных систем безопасности
департамента по работе с государственными структурами компании
«Техносерв», один из разработчиков интеллектуальной системы
видеонаблюдения, Андрей Хрулев в своем докладе на международной
научно-практической конференции «Терроризм и безопасность
на транспорте» рассказал, по какому принципу будут сформированы
черные и белые списки пассажиров и сотрудников подземки.
— Подсистема биометрии является одним из компонентов интеллектуальной
системы видеонаблюдения (ИСВН). Благодаря техническим средствам информация,
полученная с камер, может быть использована представителями МВД
и другими правоохранительными органами, — пояснил Хрулев. – До
попадания на платформу пассажиры проходят несколько рубежей контроля,
в частности, при входе в вестибюль, при проходе
через турникеты. Это те зоны, где пассажиропоток так или иначе
структурирован, что позволяет с высокой долей вероятности фиксировать лица
и отправлять их на дальнейшее распознавание.
Как пояснил Хрулев, камера фиксирует лица, которые визуально схожи
с лицами подозрительных людей из фотобанка, и проводит
тщательную сверку с имеющимися данными. К тому моменту, как этот
замеченный пассажир попадает в следующую зону контроля, система уточняет
необходимые детали по его распознаванию и выдает окончательный
вердикт: либо опровергает, что подозрительное лицо находится в розыске,
либо подтверждает это, и тогда информация автоматически передается
ближайшему сотруднику полиции для дальнейшего задержания.
— При этом система фиксирует не только сам факт распознавания лица,
но время и место, где она его «увидела», также в программу
заложена возможность сопровождения человека. Таким образом правоохранительные
органы получают исчерпывающую информацию о перемещении по территории
метрополитена тех пассажиров, которые представляют для них интерес, —
сказал он. – Для передачи информации будут внедрены технологии мобильного
уведомления: по всему метрополитену будут установлены радиометки, а сотрудники
полиции и сотрудники службы безопасности получат специальные устройства,
которые будут сканировать эти датчики в подземке. Такая система
в режиме реального времени позволяет отслеживать местоположение
и передавать информацию целенаправленно тем людям, которые находятся поблизости.
— С учетом существования в метрополитене служебных зон будет
сформирован белый список, в котором будут только те сотрудники
метрополитена, у которых есть доступ в эти помещения, — сказал
Хрулев. – Если система обнаружит в этих местах людей не из
доверенного списка, то моментально проинформирует дежурного по станции
о несанкционированном проникновении.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований транспортной
политики ВШЭ Константина Трофименко, внедрение умной системы видеонаблюдения
в московском метрополитене целесообразно.
— Ежедневно порядка 70% людей, проживающих в Москве,
проходят через метро, поэтому если система будет работать эффективно,
велики шансы обнаружить разыскиваемых, — считает Трофименко. — В то
же время морально-этический аспект всего предприятия под вопросом.
Пассажиры находятся под постоянным наблюдением — это отдает
оруэлловской антиутопией.
По словам эксперта, сейчас «идентификация» работает «в ручном режиме» —
сотрудники полиции и службы безопасности реагируют на жалобы
пассажиров, а также обращают внимание на людей, напоминающих лиц
с плакатов «их разыскивает полиция».
— Ошибки автоматической интеллектуальной системы неминуемы, естественно,
это будет приносить большие неудобства пассажирам. Поэтому стоит использовать
эту систему в чрезвычайных ситуациях, когда надо найти особо опасного
преступника или когда есть террористическая угроза, — отметил
Трофименко.
Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф
Линдер рассказал, что современные системы видеонаблюдения позволяют
идентифицировать до нескольких тысяч объектов одномоментно.
— Все зависит от объема используемых ресурсов и скорости
обработки материала: камера с высоким разрешением позволяет
идентифицировать лица по более чем 40-50 основных антропометрическим
признакам и по нескольким сотням второстепенных., — говорит
эксперт. — В случае возникновения спорной ситуации срабатывает
тревога — разработчики считают, что лучше перестраховаться
и проверить.
По словам Линдера, подобные «умные» системы — атрибут любой современной
службы безопасности, они применяются в развитых странах, в том числе
в США, Германии, Франции, Японии, Великобритании. В то же время эксперт
подтвердил, что ошибки возможны.
— Когда идентификационные признаки совпадают, человека задерживают.
Сотрудники полиции проведут проверку и отпустят в случае ошибки. Но
среднестатистическим пассажирам не стоит волноваться — никаких
тотальных задержаний не будет, — считает эксперт.