Главная » Все о метро » Новости » Метрополитен составит черный и белый списки

Метрополитен составит черный и белый списки

Интеллектуальная система видеонаблюдения позволит сотрудникам метро выявить случаи несанкционированного проникновения в служебные помещения.

Пассажиров метро и сотрудников подземки занесут в белый и черный списки. Как рассказал «Известиям» начальник службы безопасности столичной подземки Владимир Муратов, фотографии людей, находящихся в розыске, могут быть занесены в базу данных, что позволит выявлять подозрительных людей в толпе и предоставлять информацию правоохранительным органам. В белый список попадут сотрудники подземки, у которых есть доступ в служебные помещения.

— У нас довольно часто происходит несанкционированное проникновение в тоннели и служебные помещения. Нарушителями становятся диггеры, так называемые экскурсоводы, — сказал Муратов. – Также если правоохранительные органы предоставят нам фотографии преступников, мы сможем занести их в базу интеллектуальной системы видеонаблюдения, которая выявит преступника в толпе.

Начальник отдела биометрических и комплексных систем безопасности департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв», один из разработчиков интеллектуальной системы видеонаблюдения, Андрей Хрулев в своем докладе на международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» рассказал, по какому принципу будут сформированы черные и белые списки пассажиров и сотрудников подземки.

— Подсистема биометрии является одним из компонентов интеллектуальной системы видеонаблюдения (ИСВН). Благодаря техническим средствам информация, полученная с камер, может быть использована представителями МВД и другими правоохранительными органами, — пояснил Хрулев. – До попадания на платформу пассажиры проходят несколько рубежей контроля, в частности, при входе в вестибюль, при проходе через турникеты. Это те зоны, где пассажиропоток так или иначе структурирован, что позволяет с высокой долей вероятности фиксировать лица и отправлять их на дальнейшее распознавание.

Как пояснил Хрулев, камера фиксирует лица, которые визуально схожи с лицами подозрительных людей из фотобанка, и проводит тщательную сверку с имеющимися данными. К тому моменту, как этот замеченный пассажир попадает в следующую зону контроля, система уточняет необходимые детали по его распознаванию и выдает окончательный вердикт: либо опровергает, что подозрительное лицо находится в розыске, либо подтверждает это, и тогда информация автоматически передается ближайшему сотруднику полиции для дальнейшего задержания. 

— При этом система фиксирует не только сам факт распознавания лица, но время и место, где она его «увидела», также в программу заложена возможность сопровождения человека. Таким образом правоохранительные органы получают исчерпывающую информацию о перемещении по территории метрополитена тех пассажиров, которые представляют для них интерес, — сказал он. – Для передачи информации будут внедрены технологии мобильного уведомления: по всему метрополитену будут установлены радиометки, а сотрудники полиции и сотрудники службы безопасности получат специальные устройства, которые будут сканировать эти датчики в подземке. Такая система в режиме реального времени позволяет отслеживать местоположение и передавать информацию целенаправленно тем людям, которые находятся поблизости.

— С учетом существования в метрополитене служебных зон будет сформирован белый список, в котором будут только те сотрудники метрополитена, у которых есть доступ в эти помещения, — сказал Хрулев. – Если система обнаружит в этих местах людей не из доверенного списка, то моментально проинформирует дежурного по станции о несанкционированном проникновении.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований транспортной политики ВШЭ Константина Трофименко, внедрение умной системы видеонаблюдения в московском метрополитене целесообразно.

— Ежедневно порядка 70% людей, проживающих в Москве, проходят через метро, поэтому если система будет работать эффективно, велики шансы обнаружить разыскиваемых, — считает Трофименко. — В то же время морально-этический аспект всего предприятия под вопросом. Пассажиры находятся под постоянным наблюдением — это отдает оруэлловской антиутопией.

По словам эксперта, сейчас «идентификация» работает «в ручном режиме» — сотрудники полиции и службы безопасности реагируют на жалобы пассажиров, а также обращают внимание на людей, напоминающих лиц с плакатов «их разыскивает полиция».

— Ошибки автоматической интеллектуальной системы неминуемы, естественно, это будет приносить большие неудобства пассажирам. Поэтому стоит использовать эту систему в чрезвычайных ситуациях, когда надо найти особо опасного преступника или когда есть террористическая угроза, — отметил Трофименко. 

Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер рассказал, что современные системы видеонаблюдения позволяют идентифицировать до нескольких тысяч объектов одномоментно.

— Все зависит от объема используемых ресурсов и скорости обработки материала: камера с высоким разрешением позволяет идентифицировать лица по более чем 40-50 основных антропометрическим признакам и по нескольким сотням второстепенных., — говорит эксперт. — В случае возникновения спорной ситуации срабатывает тревога — разработчики считают, что лучше перестраховаться и проверить. 

По словам Линдера, подобные «умные» системы — атрибут любой современной службы безопасности, они применяются в развитых странах, в том числе в США, Германии, Франции, Японии, Великобритании. В то же время эксперт подтвердил, что ошибки возможны.

— Когда идентификационные признаки совпадают, человека задерживают. Сотрудники полиции проведут проверку и отпустят в случае ошибки. Но среднестатистическим пассажирам не стоит волноваться — никаких тотальных задержаний не будет, — считает эксперт.