Московское метро заключило «пожизненный» контракт на вагоны
Столичная подземка должна стать надежнее: метрополитен заключил крупный контракт на поставку вагонов по принципу жизненного цикла. Это означает, что производитель будет обслуживать свои вагоны в течение 30 лет — всего срока эксплуатации. И не просто обслуживать, но и деньгами отвечать за все дефекты своего подвижного состава и все сбои в графике, вызванные поломками.
Штрафные санкции в договоре предусмотрены серьезные. За задержку в движении поездов из-за неисправности вагона производителю придется заплатить от 450 тысяч до 1,5 млн рублей. Если это происходит систематически, или если по вине производителя в метро произойдет авария — сумма штрафа составит уже 181 млн рублей. Транспортники рассчитывают, что угроза потратиться должна заставить поставщиков вагонов ответственнее относиться к их техническому состоянию, а это, в свою очередь, позволит уменьшить число сбоев в метро.
Вагоны, которые обслуживаются производителем, уже ездят по тоннелям столичной подземки: пилотный проект контракта жизненного цикла с января этого года работает в депо «Новогиреево». 248 вагонов, купленных в 2012 году, в течение ближайших 30 лет окажутся «под присмотром» своего изготовителя. Еще 832 вагона по основному контракту поступят в столицу в 2014-2017 годах. Их направят на Серпуховско-Тимирязевскую линию и новые участки Калининско-Солнцевской: в 2015 году поезда пойдут от «Парка победы» до «Раменок», а в 2017-м — от «Раменок» до «Рассказовки», в том же году юго-западную часть ветки соединят с восточной.
Сумма сделки составила почти 144 млрд рублей. Как ранее заявлял заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, это один из самых крупных контрактов жизненного цикла в России, сопоставимый с ним заключался лишь при строительстве нового терминала петербургского аэропорта «Пулково». Как говорят в метрополитене, такой способ взаимодействия с поставщиками подвижного состава хорошо зарекомендовал себя в метрополитенах мировых столиц — Лондоне, Сиднее, Сингапуре, Мадриде.
Кстати, в британской столице внезапные сбои в метро по техническим причинам исключительно редки. Зато там частенько закрывают станции и целые участки линий на все выходные — из-за плановых работ. Информация о закрытии заблаговременно размещается в интернете, и на время такого ремонта взамен метро пускают автобусы, но все равно это вызывает у лондонцев дискомфорт. А еще в Лондоне иногда не работает метро из-за забастовок его сотрудников.
Тем временем
В апреле на станциях Кольцевой линии и внутри нее начнут устанавливать напольные указатели. А к лету «подножная» навигация появится на 49 станциях «кольца» и пересадочных станциях внутри него. Работы будут проводиться ночью, чтобы не мешать пассажирам. Сейчас напольная навигация есть только на трех станциях — «Пушкинской», «Тверской» и «Чеховской», но здесь материал для указателей быстро истерся. Для новых указателей выбрали более долговечный полимер — срок его службы составит не менее 5 лет.