Метрополитен уберет все точки общепита из подземки
В целях противодействия терроризму руководство столичного метро на месте экспресс-буфетов и кафе создаст досмотровые зоны.
Московский метрополитен объявил об одностороннем отказе от договора аренды, подписанного с ООО «Буфет Метро», — компанией, открывшей десятки точек быстрого питания на станциях и переходах между ними.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ГУП
«Московский метрополитен», это сделано в целях обеспечения
антитеррористической защищенности: на освобожденных от киосков
площадях будет размещено технологическое оборудование, в том числе
досмотровые зоны. В метро добавили, что дальнейшего развития сети быстрого
питания в метро не предусмотрено.
Сеть киосков быстрого питания «Буфет метро» заключила договор с подземкой
до 31 января 2009 года. По истечении этого срока договор считался
возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, однако
в документе было прописано, что метрополитен вправе в любое время
расторгнуть контракт, предупредив об этом письменно арендатора за 30
дней, что и произошло. В ООО «Буфет метро» не смогли оперативно
предоставить комментарий.
— В связи с этим будет произведен демонтаж экспресс-буфетов
на всех станциях, передача указанных объектов третьим лицам для коммерческого
использования не предусмотрена, — отметили в подземке. —
Дальнейшее развития сети общепита на станциях также не предусмотрено
концепцией размещения объектов мелкорозничной торговли и сервиса
на территории метрополитена.
В метрополитене добавили, что «в целях обеспечения антитеррористической
защищенности Московского метрополитена площади, освобожденные от объектов
ООО “Буфет Метро”, будут использованы для размещения технологического
оборудования, в том числе размещения досмотровых зон».
По мнению заместителя исполнительного директора СРО «Ассоциация производителей
быстрого питания» Владимира Савелова, в подземке необходимо сохранить
максимально разнообразные виды общепита.
— Это могут быть вендинговые аппараты, как в метро Барселоны
или Парижа, стационарные киоски с булочками и кофе, как в
городах Германии, привычные Москве буфеты, — перечислил эксперт. — В
городе присутствует сильный дефицит точек продажи фастфуда, особенно после
масштабного сокращения нестационарных торговых объектов на поверхности.
Савелов добавил, что у «подземного» общепита есть ряд плюсов.
— Экспресс-буфеты располагались так, чтобы не мешать проходу
пассажиров. Поскольку там готовили из полуфабрикатов и подавали еду
в одноразовой посуде, не требовалось больших объемов воды
и электроэнергии. Кроме того, стандартизированное меню позволяло улучшать
качество продукции, — рассказал он.
В то же время ряд экспертов отметили, что точки питания в подземном
транспорте не востребованы пассажирами. Так, чистая прибыль ООО «Буфет
Метро» за 2008 год составляла 34,6 млн рублей, за 2009-й — 19,2
млн рублей, в 2010 году этот показатель составил 21,1 млн рублей,
а за 2011 и 2012 годы оставался примерно на одном уровне —
23 млн рублей с тенденцией к снижению.
По словам генерального директора консалтинговой компании Restcon Елены Перепелицы, это доказывает, что, несмотря на удачное расположение киосков и большую аудиторию потенциальных клиентов, перспектива «есть в толпе, грязи, шуме и не снимая верхней одежды не способствует притоку потребителей».
Кроме того, конструкция столов была такова, что мусор
надо было выбрасывать в колонну в центре столешницы, что также
не вызывало аппетит, добавила она.
— Разумнее разместить вендинговые аппараты с легкими закусками
и холодными напитками. Такие аппараты установлены в большинстве стран
Западной Европы и Азии, — считает сотрудник Центра исследований
транспортной политики ВШЭ Константин Трофименко. — На освобожденных
от буфетов местах стоит организовать туалетные комнаты, как это
сделано в пражской подземке, так как их отсутствие приносит настоящий
дискомфорт пассажирам.
Тем не менее ликвидация буфетов и создание на их месте
досмотровых зон вряд ли способны существенно поднять уровень безопасности
в метро, убежден председатель общественной организации «Гражданская
безопасность» Сергей Гринин.
— Металлические предметы — не самый большой источник опасности.
Взрывные устройства могут не содержать металлические поражающие элементы:
гранитный щебень нанесет при взрыве не меньше вреда, чем стальная
пуля или гайки с болтами, — пояснил эксперт. — И если
в аэропорту можно еще проверить каждого, то пассажиропоток в метро
несравнимо больше. К тому же киоски были на открытых участках, вряд ли
досмотровые зоны планируется делать закрытыми.
Соответственно, если террористы решат взрывное
устройство в действие прямо там, то пострадает столько же людей,
как если бы взрыв произошел на самой станции или в вагоне.
Гринин добавил, что для обнаружения взрывчатых веществ и оружия
наиболее эффективно применение не технических средств, а собак.
— Конечно, они требуют затрат на воспитание, содержание, они
относительно быстро выходят из строя, но всё равно это дешевле
и эффективнее самой передовой техники, — резюмировал эксперт.