Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » Речной вокзал

станция Речной вокзал

Расположение

Станцией «Речной вокзал» заканчивается Замоскворецкая линия метрополитена Москвы. Станция находится в районе «Левобережный», входящего в состав Северного административного округа Москвы. 

«Речной вокзал» – одна из наиболее перегруженных станций во всей московской «подземке». Дабы разгрузить станцию, руководство метро планирует продлить Замоскворецкую линию еще на две станции (проектные названия «Беломорская» и «Дыбенко»). Строительство намечено на 2013—2014 годы. Открытие новых станций поможет разрешить проблемы отдаленных районов Москвы, связанные с транспортным обеспечением.

История названия

«Речной вокзал» – наиболее логическое название станции Московского метрополитена. Ведь расположена она около главного сооружения этого района «Северного речного порта». Торжественное открытие самой северной (до 1975 года) станции столичного метро состоялось 31 декабря 1964 года. Станция вошла в участок «Сокол – Речной вокзал».

Описание станции

«Речной вокзал» – станция, построенная по типовому архитектурному проекту. При строительстве павильонов использованы стандартные железобетонные конструкции. Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и сине-зеленого цветов, внизу – черной. Пол станции выстелен серым гранитом. В отделке колонн использован красный мрамор. Приметно, что именно в отделке «Речного вокзала» использовано наибольшее количество красного мрамора, если сравнивать ее с другими станциями Московского метрополитена. Мрамор красного цвета на других станциях метро отличается и по составу окаменелостей, и по структуре. Ученые-палеонтологи утверждают, что мрамор, которым декорирована станция «Речной вокзал», имеет уникальное геологическое прошлое. Ведь среди окаменелостей можно рассмотреть спиралевидные раковины вымерших головоногих моллюсков – аммонитов и наутилусов. Останки моллюсков в мраморе на «Речном вокзале» привлекли внимание сотрудников метро. В результате на сайте депо «Сокол» появился посвященный этим раковинам раздел. 

Технические характеристики

«Речной вокзал» – станция мелкого заложения (проходит на шестиметровой глубине). Состоит из трех пролетов. Украшение станции – шикарные колонны квадратной формы. Они расположены в два ряда (каждый по 40 штук) с четырехметровым шагом. За станцией находятся специальные тупики. Их используют для оборота движущихся составов и ночного отстоя поездов. Станцию «Речной вокзал» проектировали архитекторы Ю.А. Колесникова и Н.И. Демчинский.

Вестибюли и пересадки

Выход в город со станции «Речной вокзал» осуществляется через два наземных застекленных вестибюля. Оба они выходят на улицу Фестивальную. Утром и вечером в «час пик» улица сильно перегружена в связи с пересадкой большого количества людей из метро в наземный транспорт и наоборот. Несколько лет назад для того, чтобы пассажиропотоки стали более организованными, у выходов из метро соорудили торгово-пересадочный комплекс (ТЦ «Речной»). Впрочем, свою основную функцию он исполняет только теоретически. Ведь фактически это обычный торговый центр. Таким образом, постройка только ухудшила ситуацию, заполонив собой часть и так перегруженной территории перед выходом из метро.

Достопримечательности

От южного вестибюля станции «Речной вокзал» через парк «Дружба» можно пройти к Северному речному вокзалу – основной достопримечательности этого района. Сооружение находится в десяти минутах ходьбы от станции на берегу Химкинского водохранилища. Поэтому в народе Северный речной вокзал нередко называют Химкинским.

Вокзал расположен на равнинной территории и тянется в длину на полторы сотни метров. Его построили в 1937 году, еще до того, как заполнили водой Химкинское водохранилище. Проектировали сооружение русские архитекторы Владимир Кринский (автор многих экспериментально-методических проектов общественных зданий) и Алексей Рухлядев (один из учредителей Ассоциации новых архитекторов «АСНОВА»). Маститые мастера создали поистине оригинальное сооружение, ставшее памятником архитектуры и одним из символов Москвы.

Здание Речного вокзала имеет форму гигантского корабля с оригинальными архитектурными элементами – широким лестничным маршем по центру и высоким стальным шпилем. Остроконечник увенчан пятиконечной позолоченной звездой. Ее лучи имеют длину в 4 метра. В центре «светила» находятся символы советской эпохи серп и молот, инкрустированные самоцветами. В башню вокзала вмонтированы уникальные куранты. Ранее они находились в Воскресенском соборе, расположенном в городе Волоколамске.

Вход в здание декорирован панно в технике майолики. Чаще всего внимание прохожих привлекает одна из работ под названием «Москва будущего». Экстерьер первого этажа образуют десятки колонн светло-серого цвета. А на противоположных боках площадки расположены террасы с фонтанами. Один украшен фигурами белых медведей и называется «Север». Другой, декорирован скульптурами дельфинов и именуется «Юг». Эти фонтаны как бы подчеркивают то, что пути с вокзального причала ведут на дальний север и на дальний юг.

Внутри вокзал декорирован мрамором, гранитом, диоритом. Крыша вокзала заасфальтирована. Отсюда можно увидеть всю панораму Химкинского водохранилища – причалы, судна, оживленную толпу пассажиров и чаек, кружащих над водной гладью.

Наземная инфраструктура

Инфраструктура в данном районе развита отлично, здесь работает ряд предприятий и организаций – «Русэкспоком», «Портхладокомбинат», «Речсвязьинформ». Рядом расположена и зона отдыха – Парк дружбы.

Около метро оборудованы остановки общественного транспорта городских и пригородных маршрутов.

Полезные факты

Станция начинает работу в 5 часов 35 минут (по четным) и 5 часов 45 минут (по нечетным). Закрывается в час ночи.

Работающие сотовые операторы – «Билайн», «МТС», «Мегафон». 

Интересно

В 1989-1990 годах у станции метро «Речной вокзал» в двухкомнатной квартире на улице Петрозаводской существовала штаб-квартира товарищества художников из Ростова-на-Дону «Искусство или смерть». Искусствоведы утверждают, что это одно из наиболее ярких объединений художников в период перестройки.

В известном фильме «Волга–Волга» 1938-го года есть кадры с Речным вокзалом. В киноленте главная достопримечательность вблизи одноименной станции метро исполняет роль визитной карточки Москвы. 

На карте