Стоимость одной поездки в московском метро резко дорожает
Одна поездка в московском метро с Нового года подорожает до 40 рублей, хотя менее года назад столичные власти обещали не поднимать цены в 2014 году. Город закладывает в тариф стоимость строительства новых станций метро, считают эксперты. Впрочем, столичная подземка дорожает в последние годы также быстро, как в свое время дорожала московская недвижимость.
Цена билетов на одну и две поездки в столичном метро с 1 января 2014 года вырастет на треть – до 40 и 80 рублей соответственно. В настоящее время билет на одну поездку в метро стоит 30 рублей, а на две – 60 рублей. Также увеличится стоимость билетов на одну или две поездки на трамвай, автобус и троллейбус – с 25 до 35 рублей и с 50 до 60 рублей.
Об удорожании рассказал в пятницу заммэра Москвы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Он объясняет повышение цен инфляционной индексацией тарифов.
Однако подорожают только «бумажные билеты», а вот цена билетов на четыре поездки и более останется без изменений. Заммэра также обещает, что не вырастут тарифы на карте «Тройка». «Мы вместе с региональной энергетической комиссией внесли постановление – не менять стоимость “длинных” билетов (четыре поездки и более)», – уверил чиновник. Ликсутов заверил, что все льготы также остаются без изменений.
Сейчас лишь 5% пассажиров используют разовые билеты вместо 30% ранее, говорит заммэра. Уменьшая число бумажных билетов, власти рассчитывают уменьшить и очереди у касс на остановках и в метро.
Галопирующий рост
Объявленная в этом году заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году к ФГУП «Московском метрополитену» никакого отношения не имеет. Там речь шла о тарифах на газ, тепло, воду и электроэнергию для промышленных потребителей и населения. Столичной подземке ни российские, ни московские власти индексировать стоимость проезда не запрещали.
Однако менее года назад городские власти уверяли, что не планируются повышать стоимость билета на одну поездку ни в 2013, ни в 2014 году. В феврале этого года Ликсутов говорил: «Могу сказать, что в 2014 году разовый билет также не изменится. То есть те люди, кто привык пользоваться разовым билетом, смогут покупать билет в метрополитене стоимостью 28 рублей и в этом году, и в следующем».
Получается, что власти Москвы ввели население в заблуждение уже второй раз. Первый раз, когда увеличены цены билетов на метро со 2 апреля этого года. Правда, тогда подорожание было не столь значительным: стоимость билетов на одну и две поездки выросла с 28 до 30 рублей и с 56 до 60 рублей. Подорожание же билетов на треть с нового года станет более ощутимым для населения.
Такое весьма значительное повышение объясняют инфляцией (она, напомним, по прогнозам не превысит 7 процентов за 2013 год). Но вряд ли дело только в ней, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Скорее всего, в тариф закладывается стоимость его активного строительства городскими властями, деньги на которые изыскивать становится непросто», — говорит Баранов.
Возможно, что это также «опережающее повышение», то есть затем повышения тарифов на проезд в метро не будет достаточно долго, не исключает эксперт.
«Также такое повышение может объясняться анализом тех изменений, которые были введены в оплате проезда в московском метро весной этого года. То есть, повышая стоимость проезда только на часть проездных документов, власти хотят стимулировать пассажиров, приобретать многоразовые проездные документы, а не разовые билеты. Кроме того, осуществляя это повышение, власти, вероятнее всего, хотят сократить издержки на печать бумажных билетов, ведь они довольно значительны, а издержки на печать проездных документов длительного действия не столь уж велики», — рассуждает Дмитрий Баранов.
Цены на проезд в метро в российской столице за последние тринадцать лет выросли в целых восемь раз. Так, в 2001 году одна поездка в московском метрополитене обходилась всего в 5 рублей, тогда как с 1 января 2014 году — в 40 рублей.
Пожалуй, таким же галопирующими темпами росли только цены на жилье в Москве. Так, по данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», в 2000-х годах стоимость квадратного метра в столице не превышала 700 долларов, тогда как в 2011 году была уже 5 тыс. долларов.
«Вряд ли зарплаты россиян растут также быстро (как билеты на метро — прим. ВЗГЛЯД), а так как ездить гражданам все же надо, то не исключено, что с нового года могут участиться случаи подделок различных проездных документов, попытки использовать чужие льготы при поездке в метро. Поэтому с введением новых тарифов можно ожидать ужесточения пропускной системы в метро», — считает Дмитрий Баранов.
В сравнении
Проезд в московском метрополитене в сравнении с другими крупными мегаполисами оказывается не столь дорогим. К примеру, разовый проезд в нью-йоркском и парижском метро стоит в два раза дороже, чем будет стоить в московском с 1 января 2014 года.
Так, Нью-Йорке билет на однократную поезду обходится в 2,75 долларов (90 рублей). По этому билету можно после выхода из метро продолжить поездку на городском автобусе в течение двух часов с момента прохода турникета метров на вход. На 7 суток проездной билет стоит 30 долларов или 983 рубля, на 30 суток – 112 долларов или 3668 рубля. Одна поездка по парижскому метро стоит 2 евро (90 рублей), проездной на день по центру Парижа стоит 7 евро (316 рублей).
Однако Америка и Франция могут себе позволить такие цены, потому что средняя зарплата в этих странах соответственно в пять и в два с половиной раза выше, чем в России. По данным на 2013 год в США она составляет 4300 долларов, во Франции по данным на 2012 год — 2300 долларов. В России же в этом году средняя зарплата – 900 долларов (27 тыс. рублей). Конечно, в Москве средняя зарплата больше — 30,9 тыс. рублей, но надо понимать, что в других мегаполисах аналогичная ситуация.