Метрополитен перебирается с ветки на ветку
Скорректирован план строительства столичной подземки. Станции столичного метрополитена к 2020 году будут в пешей доступности у 90% москвичей, при этом горожане смогут воспользоваться сразу двумя новыми кольцевыми линиями — пересадочным контуром метро с 28 станциями и электричками Малого железнодорожного кольца.
Такие данные вчера были представлены в столичной мэрии. Между тем из схем строительства исчезли несколько новых линий, которые власти собирались проложить за МКАД.
О ходе строительства метрополитена на заседании правительства Москвы вчера отчитывался столичный вице-мэр Марат Хуснуллин. По его словам, за три года было проложено 17 км новых линий метро и открыто восемь станций, которыми пользуются до 1 млн человек. Напомним, что в апреле 2012 года была утверждена программа строительства столичного метро на 2016–2020 годы со сметой свыше 500 млрд руб.
По итогам ее реализации ожидается, что протяженность метро вырастет почти в полтора раза и достигнет 474 км (а количество станций увеличится с 190 до 265). Одной из стратегических задач программы вчера было названо строительство нового пересадочного контура. Эта, по сути, новая кольцевая ветка метро соединит станции «Полежаевская», «Проспект Вернадского», «Каширская», «Авиамоторная» и «Рижская».
Контур позволит
разгрузить метро в центре города, не заставляя москвичей ехать
до кольцевой ветки, чтобы попасть в соседний район. Вчера господин
Хуснуллин уточнил, что на линии появятся 28 новых станций, которыми,
по расчетам мэрии, в часы пик станут пользоваться до 400 тыс.
горожан. Первый 7-километровый участок пересадочного контура — от «Нижней
Масловки» до «Хорошевской» — будет сдан в 2015 году;
для замыкания кольца нужно проложить 58 км путей. Большая часть
контура строится по европейской системе — с одним, а не
двумя тоннелями для поездов и платформами по бокам
от путей.
Сейчас сеть столичного метрополитена состоит из 190 станций и 12
линий общей протяженностью 317,5 км. По величине сети Москва уступает
метро Нью-Йорка, Лондона и Пекина, но превосходит подземки Парижа
и Токио. Ежегодно московским метро пользуются 2,4 млрд горожан. По
данным мэрии, это больше, чем в Токио (2,1 млрд человек; здесь
и далее данные правительства Москвы), в Париже (1,4 млрд),
в Нью-Йорке (1 млрд) и в Пекине (700 тыс.).
С чуть меньшей определенностью вчера говорилось о другом проекте —
о Малом кольце железной дороги (МКЖД), по которому запустят
внутригородские электрички с целью разгрузки метрополитена. Планы
организовать пассажирское движение по 54-километровому МКЖД (используется
для перевозки грузов) строил еще экс-мэр Юрий Лужков, но дальше
соглашения с ОАО РЖД в 2008 году дело у него не сдвинулось.
Столичный мэр Сергей Собянин планировал начать реконструкцию кольца в 2012 году, но в итоге стройка началась лишь в октябре текущего года. На МКЖД запроектирована 31 станция, примерно на половине из них можно будет пересесть на метро, а на четырех станциях — еще и на пригородные электропоезда. Ряд остановок МКЖД будет располагаться на удалении 300–600 м от станций подземки: например, рядом с метро «Войковская» и в районе «Лужников».
Марат Хуснуллин вчера уточнил, что стройка началась на четырех площадках, ничего не сказав о сроках сдачи проекта.
Осенью 2012 года,
на совещании у премьера Дмитрия Медведева, говорилось, что электрички
по МКЖД пустят не ранее 2020 года, однако затем столичный вице-мэр
Максим Ликсутов уточнил, что это произойдет в 2015 году.
Между тем из схем строительства исчезли несколько новых линий подземки. В
2012 году в документах мэрии говорилось о планах соединить
«Москва-Сити» с Архангельским, а от станции «Каширская» пустить сразу
две новые ветки, в том числе одну на территорию Новой Москвы
через Битцевский парк. Наконец, в Новой Москве, далеко за МКАД,
строились планы запустить сразу несколько линий скоростного трамвая. Столичные
чиновники вчера это обстоятельство никак не комментировали. Вероятно,
изменившиеся планы связаны с находящимся в подвешенном состоянии
проектом переселения госорганов за МКАД — власти планировали сделать
это, чтобы разгрузить центр Москвы от пробок, однако, по информации
«Ъ», так и не смогли убедить в целесообразности этого шага президента
Владимира Путина. Отметим, что в 2011 году проектировщики из
«Метрогипротранса» вообще собирались протянуть пять новых веток в сторону
Новой Москвы.
В столичной мэрии пообещали, что к 2020 году в шаговой доступности
от метро будут проживать 90% горожан. При этом, как заверил господин
Хуснуллин, на метрострое удалось сэкономить: если раньше 1 км
подземки обходился бюджету в 6,8 млрд руб., то сейчас он стоит 5 млрд
руб.
Александр Воронов