Главная » Станции » История метрополитена » Метрополитен Екатеринбурга

Метрополитен Екатеринбурга

Метрополитен в Екатеринбурге

Решение о сооружении метро в Свердловске (современном Екатеринбурге) было принято еще в конце 1970-х годов. Разработка технико-экономического обоснования первой очереди была поручена Харьковскому институту «Харьковметропроект», рабочий проект первой очереди выполняли специалисты института «Уралгипротранс».

Точкой отсчета строительства метро в Свердловске стало 28 августа 1980 года. В этот день на площадке бывшего стадиона «Локомотив» экскаватором был вынут первый ковш земли из вертикального ствола шахты будущей станции «Уральская». Изначально открытие пускового участка планировалось на 1987 год, затем оно было перенесено на 1989 год, однако метрополитен начал функционировать только в 1991 году.

26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг по поводу запуска метрополитена, однако официальной датой открытия метро в Екатеринбурге считается день, когда на линии началось регулярное движение составов – 27 апреля 1991 года. Так, екатеринбургская подземка, сооружавшаяся почти 11 лет,  стала  6-м метрополитеном в России и 13-м (и последним) в СССР.

Пусковой участок первой очереди Свердловского метрополитена включал в себя три станции, вместо запланированных шести («Проспект космонавтов», «Уралмаш», «Машиностроителей»), линию длиной 3,2 км и электродепо. «Проспект космонавтов» – станция мелкого заложения, находящаяся в центре крупного жилого массива, тема ее оформления напрямую связана с названием станции: освоение Вселенной человеком. «Уралмаш» находится рядом с одноименным заводом, название и местоположение станции также нашли отражение в ее облике: находкой архитекторов стало расчленение 18–метрового железобетонного свода своеобразными «ребрами», вызывающими ассоциации с резьбой винта. «Машиностроителей» – станция колонного типа мелкого заложения из сборных железобетонных конструкций.

На пусковом участке не было предусмотрено камер съезда для составов, поэтому поезда двигались так называемым «челночным способом» с 5-минутным интервалом. Когда состав прибывал на промежуточную станцию «Уралмаш», для ориентации пассажиров по громкоговорителю объявлялось, до какой станции следует состав. Ориентироваться помогали и световые табло с названиями станций, переключавшиеся при прохождении поезда.

Поскольку пусковой участок был достаточно коротким, на первых порах метрополитен не смог составить достойной конкуренции наземному транспорту – пассажиров было настолько мало, что в четырехвагонных составах были задействованы только два головных вагона, а двери в двух промежуточных вагонах были попросту заблокированы.

Через год 22 декабря 1992 года открылась «Уральская», сооружение которой стало отправной точкой строительство свердловского метро. Это была трехсводная станция пилонного типа, внутри пилонов которой, выполненных из литых чугунных плит, были оставлены естественные скальные породы. С вводом «Уральской», находящейся рядом с железнодорожным вокзалом, пассажиропоток увеличился в несколько раз.

Еще через несколько лет 22 декабря 1994 года в эксплуатацию были введены станции «Динамо» и «Площадь 1905 года». Центральной темой оформления «Динамо» стал спорт, а одним из украшений станции является копия древнегреческой статуи «Дискобол», установленная возле торцевой стены. Только после ввода двух этих станций в екатеринбургской подземке началось кольцевой движение составов.

Из-за финансовых сложностей ввод следующей станции «Геологическая» затянулся на несколько лет. Хотя тоннель до нее был готов к 1996 году, открылась станция только в 2002 г., с ее пуском длина линии составила  8,5 километра. «Геологическая» – односводчатая станция глубокого заложения. Станция имеет  2 яруса – нижний – это платформенный участок, над которым расположены технические службы. «Геологическая» построена на оживленном перекрестке улиц Куйбышева и 8 Марта, из-за значительных людских потоков на станции сооружено целых 4 наземных вестибюля, совмещенных с подземными переходами – это самый разветвленный в городе подземный переход. В проекте станция станет пересадочной на другую линию.

С 2003 года начали вестись активные работы на станциях «Чкаловская» и «Ботаническая». В сентябре 2009 года был закончен левый перегон до «Ботанической» и началась проходка правого тоннеля по направлению к «Чкаловской», на этом участке в Екатеринбурге впервые применили сборную высокоточную железобетонную отделку. Работы велись до апреля 2011 года, после этого проходка тоннелей первой линии Екатеринбургского метрополитена была завершена.

Ввод в эксплуатацию «Ботанической» состоялся 28 ноября 2011 года, торжественное открытие станции посетил президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, который совершил первый рейс от новой станции до «Геологической» вместе с метростроевцами.

 «Ботаническая» – колонная станция мелкого заложения. Основной элемент художественного оформления станции – сотовая ячейка пчелиного улья  как один ярчайших примеров организации в живой природе.

Запуск «Чкаловской» откладывается почти на год – до 29 июля 2012 г. из-за неготовности эскалаторов. Оформление станции связано с ее названием и посвящено беспосадочному перелету экипажа советских летчиков через Северный полюс.

На сегодняшний день метрополитен в Екатеринбурге состоит из одной линии протяженностью 12,7 км, на которой расположено 9 станций, генеральным проектом в будущем предусматривается строительство еще двух новых линий.