Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Кольцевая линия » Курская

станция Курская

Расположение

Метро «Курская» располагается между станциями «Таганская» и «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

Станция начала свою работу 1 января 1950 года.

История названия

Название станции метро связано с расположенным неподалеку Курским вокзалом.

Описание станции

«Курская» считается одной из самых крупных станций Московского метро. Протяженность ее платформы составляет приблизительно 160 метров.

Темы оформления станции – «Солнце» и «Победа». Центральный зал, колонны и пилоны которого выполнены в дорическом стиле и облицованные мрамором «коелга», напоминает древнеримскую базилику. Люстры станции, напоминающие своей формой солнце, тоже похожи на древнеримские светильники. Подчеркивают символику солнца и позолоченные лучи, исходящие из полузала, ведущего на Арбатско-Покровскую линию.

Пол станции выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы мрамором. Сразу четыре цвета мрамора использовалось для оформления подземного аванзала – серый, черный, розовый и красный.

Средний аванзал, названный «Возрождение», имеет форму круга, в центре которого находится полуколонна, как бы выходящая из-под земли.

Технические характеристики

Метро «Курская» – трехсводчатая колонная станция глубокого заложения. Она расположена на глубине 40 метров. При строительстве станции использовалась сборная чугунная отделка. Все три свода стации опираются на собственные колонны, образующие двойной ряд в центральном зале. Ближе к центру зала колонны заменены пилонами.   

За территорией станции расположен пункт техобслуживания составов, из которого соединительная ветка ведет на Люблинскую линию. Сегодня эта ветка служит для перегона составов с одной линии на другую, а также для служебных перевозок.

Вестибюли и пересадки

Станция «Курская» имеет пересадки на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии и на станцию «Чкаловская» Люблинской линии. Попасть на станцию Арбатско-Покровской линии можно по лестницам, расположенным в центре зала. Выход в южном торце станции ведет в совместный вестибюль со станцией «Чкаловская». Северный вестибюль совмещен с «Курской» станцией Арбатско-Покровской линии и имеет выходы в цокольный этаж вокзала, к платформам и в здание, примыкающее к Курскому вокзалу.

Архитектура и оформление вестибюля очень схожи с храмовыми постройками. Вход в «Храм Победы» ориентирован на запад. В восточной части находится абсида, напоминающая алтарь, в которой когда-то стояла скульптура Сталина. 16 врат славы, через которые посетители попадают в двенадцатиколонный купольный зал-беседку, символизируют количество советских республик. Сам купол, обрамленный по диаметру словами второго куплета гимна СССР, напоминает солнце. Кстати, лучей на куполе тоже 16. Завершают оформление работы Н.Томского «Советские музы».   

Интересно

На фасаде вестибюля есть две даты: 1945 и 1949. Это даты строительства Малой кольцевой линии. Есть мнение, что Сталин специально перенес дату открытия первого отрезка Кольцевой линии на 1950 год. В 1949 году вождь отмечал собственное 70-летие и не хотел совмещать столь знаменательное для всей страны событие с другими торжествами.

В 1961 году на XXII съезде партии было решено изменить декор станции «Курская». Памятник Сталину демонтировали, горельеф медали «За оборону Сталинграда» переделали в связи с переименованием города в Волгоград, а также убрали две последние строчки гимна:

Нас вырастил Сталин – на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

Во время реставрации 2008-2009 годов восстановили только первые две строчки:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Текст равномерно распределили по всему диаметру купола. Ночью 24 октября 2009 года весь текст был восстановлен в полном объеме, что вызвало бурную реакцию общественности.

Памятник Сталину не восстанавливали, но главный архитектор столицы А. В. Кузьмин заявил о том, что станция будет восстановлена в полном соответствии с оригиналом.

Видео станции

На карте