Главная » Станции » История метрополитена » Метрополитен Санкт-Петербурга » Особенности Санкт-Петербургского метрополитена

Особенности Санкт-Петербургского метрополитена

•        Существование Петербургского метрополитена опровергло бытовавшее ранее мнение о невозможности строительства таких масштабные сооружений, как подземная железная дорога, в болотистой местности. Исследования и пробы грунта, выполненные Горным институтом в ходе проектирования метро в Ленинграде, доказали возможность подземного строительства, проводить которое, однако, следовало на большой глубине в 50-100 метров – в толще кембрийских глин.

Первые станции метро в Ленинграде возводились с применением массивных монолитных железобетонных и чугунно-тюбинговых конструкций. Позже полученный опыт строительства и эксплуатации подземных сооружений позволил использовать более легкие и технологичные сборные железобетонные каркасы, с помощью которых были возведены уникальные для своего времени односводчатые станции глубокого заложения. Первыми из них стали «Площадь Мужества» и «Политехническая», открытые в 1975 году.

•        В метро северной столицы нет открытых станций и перегонов: это связано с особым климатом – постоянными дождями и относительной влажностью, доходящей до 100%. Эксплуатация существовавшей с 1966 до 1977 года открытой станции «Дачное» была неоправданно сложна: от высокой влажности особенно сильно страдал контактный рельс, а вагоны с открытым воздуховодом на крыше во время дождя становились некомфортными для пассажиров. Впредь подобные станции не строились, а все имеющиеся на сегодняшний момент наземные станции закрыли крышами.

Станция метро «Девяткино». У платформы – «Пионерский» состав, построенный на средства, полученные за собранный школьниками Ленинграда металлолом, 1984 год.


•        Уникальным нововведением, использовавшемся при строительстве Ленинградского метро, стали станции типа «горизонтальный лифт». Этот принципиально новый подход к сооружению станций метрополитена был впервые применен при строительстве подземного зала станции «Парк Победы». По бокам центрального зала были размещены два ряда раздвижных дверей, ведущих в тоннели, где останавливается состав. Причем поезд останавливается таким образом, что створы дверей вагонов точно совпадают со створами дверей станции, а специальное устройство синхронизирует скорость и время открытия и закрытия дверей вагонов и станции.

Перрон станции метро "Парк Победы".

 

Плюсами подобного нововведения стало, во-первых, удешевление строительства (примерно на четверть), а во-вторых, считалось, что подобные станции безопаснее традиционных, так как закрытые двери исключают падение на пути людей и предметов.

Однако время показало, что подобные станции гораздо сложнее в эксплуатации, чем казалось вначале: так, оборудование дверей на платформе требует дополнительного обслуживания, снижается и пропускная способность станции, так как, чтобы совпали створы дверей вагона и платформы, машинист должен вручную останавливать поезд поистине с ювелирной точностью. Кроме того, фиксированное количество дверей (а их 24), заложенное при проектировке, делает невозможным увеличение числа вагонов на линии: в настоящее время это препятствует давно назревшему увеличению длины составов на линиях петербургского метро (Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской), где есть станции такого типа.

Все эти обстоятельства показали, что эксперимент был не до конца удачным, и после 1972 года сооружение станций типа «горизонтальный лифт» в Ленинграде было прекращено, а в других метрополитенах страны их строить и вовсе не стали.