Открытие Ленинградского метрополитена
Пробный поезд по первой линии Ленинградского метрополитена прошел 8 октября 1955 г., а 5 ноября 1955 г. был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди. Из первых восьми станций открылись только семь – «Пушкинскую», введенную в эксплуатацию 30 апреля 1956 года, поезда проезжали, не останавливаясь. Задержка произошла из-за сложностей сооружения наклонного эскалаторного ствола.
Составы в депо «Автово», 2 октября 1955 год.
Обкатка первого участка линии, станция «Кировский завод», 1955 год.
Торжественное открытие метро было запланировано на 15 ноября, а на несколько дней до открытия (с 5 по 9 ноября) оно стало музеем: под землю можно было спуститься только по пригласительным билетам, которые раздавали на предприятиях и в учебных заведениях. За эти несколько дней 400 000 ленинградцев посетили метрополитен.
Посещение станции «Технологический институт» по пригласительным билетам, 7 ноября 1955 год.
Зал станции «Автово» в дни посещения метро по пригласительным билетам, 6 ноября 1955 год.
Отправление первого поезда с пассажирами со станции метро «Автово», 6 ноября 1955 год.
Первые пассажиры в вагоне метро, 6 ноября 1955 год.
В полдень 15 ноября 1955 года на станции «Площадь Восстания» прошел торжественный митинг, после чего было открыто регулярное движение поездов по маршруту «Площадь Восстания» – «Автово».
Станция «Площадь Восстания». Торжественный митинг, посвященный открытию Ленинградского метрополитена. У микрофона – начальник Ленметстроя К.Л. Кузнецов. 15 ноября 1955 год.
Минимальный интервал движения в то время составлял 3,5 минуты, а 11-километровый участок пути составы преодолевали за 15-17 минут, что было почти вчетверо быстрее, чем на наземном общественном транспорте. Поезда из четырех вагонов вмещали в себя порядка 600 человек. Техническая скорость поездов – 65 километров в час. Время стоянки на станциях составляло 30-35 секунд.
Станция «Кировский завод», 6 ноября 1955 год.
Газета «Вечерний Ленинград» от 15 ноября 1955 года.
На всех станциях ленинградской подземки в день открытия метрополитена лежали книги отзывов (их теперь можно увидеть в петербургском музее метрополитена), которые сохранили тысячи восторженных отзывов ленинградцев о новом для них виде транспорта: «Ленинградское метро прекрасно! Нельзя без волнения осматривать его дворцы. Это куда лучше самой хорошей сказки!» «Мы, ленинградцы, пережившие блокаду, от души благодарим партию и правительство за подарок городу-герою» «Побывала в метро – как в раю. Теперь и помереть не страшно» «... дожила до такого счастья. Не знаю, чем выразить благодарность Родине. Завтра приду на работу и расскажу своим ученицам, как ездила когда-то на конке, а сейчас – по замечательной электрической железной дороге под землёй».
К.Е. Ворошилов выступает на торжественном митинге, посвященном вручению правительственных наград метростроевцам Ленинграда. Орденами и медалями в общей сложности было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.
К концу 1960-х годов протяжённость линий увеличилась почти в 3,5 раза. В 1961 году открылась вторая, Московско-Петроградская линия, на которой впервые были построены станции типа «горизонтальный лифт». Первая из них – «Парк Победы». В 1967 году была пущена третья Невско-Василеостровская линия. Перевозки пассажиров увеличились в шесть раз.
.
Фотографии из альбома «Метрополитен Северной столицы».