Главная » Станции » История метрополитена » Метрополитен Санкт-Петербурга » Первые проекты

Первые проекты

История создания метрополитена в Северной столице уходит своими корнями в начало ХIХ столетия: начиная с этого времени, разрабатывалось множество проектов строительства подземной железной дороги в столице Российской империи, однако ни одному из них так и не было суждено реализоваться. Так, например, в 1820 году некий инженер Торгованов обращался к Александру I с проектом устройства тоннеля под Hевой, по ряду обстоятельств в Петербурге не был воплощен и проект «отца тоннелестроения» английского инженера Марка Брюннеля.

В конце XIX – начале XX века Петербург представлял собой быстрорастущий промышленный город город-порт с высоким грузо- и пассажирооборотом, поэтому вопросы внутригородских перевозок стали особенно остро. Наиболее актуальным был вопрос соединения всех петербургских вокзалов, расположенных на разных берегах Невы. Например, в 1889 году правление Балтийской железной дороги выдвигало проект устройства подземной соединительной линии между Балтийским и Финляндским вокзалами. А одно время даже рассматривалось предложение пустить поезда в руслах искусственно осушенных городских рек и каналов.

Однако перенос столицы в Москву, гражданская война и последовавшая за ней послевоенная разруха заставили отложить планы строительства метро в городе на Неве на неопределенный срок. И вопрос о строительстве подземной железной дороги в Ленинграде стал лишь после открытия метрополитена в Москве.

Санкт-Петербург, начало ХХ века, улица Садовая. Необходимость разгрузки столичных улиц назрела давно: на рубеже XIX-XX веков в Санкт-Петербурге насчитывалось более 26000 ломовых извозчиков, около 15000 легковых экипажей, 370 вагонов с конной и паровой тягой, сотни омнибусов и автомобилей, в 1907 году был пущен трамвай, и ездило около 10 автобусов.

 

Санкт-Петербург, конец XIX – начало ХХ века.

 

Санкт-Петербург, конец XIX – начало ХХ века.

 

Движение по Невскому проспекту, 1896 г.

 

Николаевская набережная, начало ХХ века.

 

Николаевский вокзал (современный Московский), 1913 год.

 

Санкт-Петербург, река Фонтанка. 1900 год.

 

Все предлагавшиеся проекты Санкт-Петербургского метрополитена объединяла одна общая мысль – подземная железная дорога должна связать пять городских железнодорожных вокзалов. На фото Финляндский, Николаевский (Московский), Варшавский, Витебский, Балтийский вокзалы. Карта Санкт-Петербурга 1903 года.

 

Фотографии из альбома «Метрополитен Северной столицы».