Марат Хуснуллин: В 2015 году планируем сдать восемь новых станций метро
Заместитель мэра Москвы о «воровстве общественного пространства», оценке москвичами новых проектов и беспрецедентных масштабах строительства.
По темпам развития российская столица уже несколько лет подряд опережает ведущие мировые мегаполисы. Новые дома, районы и транспортные объекты — результат работы, прежде всего, строительного комплекса.
О том, какие новые станции метро примут пассажиров в будущем году, как городские власти борются с незаконным сносом исторических зданий и что появится на месте промзон, в интервью ТАСС рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
- Какой объем недвижимости будет введен в Москве по итогам года?
— Несмотря на непростую в последние месяцы общую финансово-экономическую ситуацию в стране, столичный стройкомплекс не только не снизил темпов и объемов работ, но и по ряду позиций их превысил. Например, по итогам годы мы сдадим около 9 млн квадратных метров недвижимости. При том, что в прошлом году было сдано около 8,6 млн квадратных метров.
Не могу не отметить, что активная работа в промзонах также дала свои плоды — из общего объема введенной в Москве недвижимости около 2 млн квадратных метров приходится именно на них. И это при том, что планка у нас была в 1,3 млн квадратных метров, но уже по итогам 11 месяцев в промзонах было сдано 1,6 млн квадратных метров недвижимости.
- Что Вы считаете главным достижением стройкомплекса Москвы в уходящем году?
— Ключевым моментом я считаю то, что нам удалось удержать позитивный тренд в развитии отрасли. Вы же знаете, что каждый новый год наши показатели улучшаются по сравнению с предыдущим, и 2014 год не стал исключением.
Не менее важно и то, что в реализации большинства проектов удалось получить поддержку населения. Конечно, где-то есть и противники, но результаты социологических исследований показывают, что на публичных слушаниях, особенно по транспортной инфраструктуре, жители положительно оценивают важность и значимость новых проектов.
Хочу также подчеркнуть, что в уходящем году мы выполнили все обязательства по возведению жилья, строительству социальных объектов. Не могу не отметить и тот факт, что большая часть соцобъектов сегодня возводится за счет инвесторов. К примеру, только по детским садикам и школам это показатель достигает 40%.
Кроме того, мы утвердили концепцию развития Москвы-реки. Это — стратегическое градостроительное решение, благодаря которому преобразуется почти 10% территории города. В этом году началась активная реконструкция Большой спортивной арены «Лужники», где по ряду работ, кстати, мы идем сегодня с опережением графика. Построили стадион «Открытие-Арена» («Спартак»), который примет болельщиков и гостей Чемпионата мира по футболу 2018 года, а рядом со стадионом построили и открыли новую станцию метро «Спартак».
Важным событием года стало утверждение территориальных схем развития Троицкого и Новомосковского округов. Это перспектива развития новых территорий на ближайшие 20 лет, где будут жить порядка 1,5 млн человек, и будет создано более 1 млн рабочих мест. Кстати, за два года в «новой» Москве сдано уже более 4 млн кв метров недвижимости.
- Есть ли проекты, которые полностью осуществить не удалось?
— Да. В частности, это касается метро. Нам, к сожалению, не в полной мере удалось выполнить запланированное. Но задел на строительство новых линий и станций мы сделали, причем на ближайшие три года.
Мы начали строительство сразу нескольких линий. И если за предыдущие три года у нас было введено 26 км метро, что само по себе уже является рекордом даже для времен СССР, то в ближайшую трехлетку мы планируем построить около 60 километров метро и более 30 станций. То есть объемы ввода вырастут в 2-2,5 раза. Это беспрецедентный масштаб в современной истории мирового метростроения!
- Сколько из запроектированных станций примут пассажиров уже в следующем году?
— В 2015 году планируем сдать 8 новых станций. Прежде всего, это — «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, работы на которых завершаются. Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии.
Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В планах на ввод в будущем году также станция «Технопарк» на открытом участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской». И на этой же зеленой ветке на севере Москвы планируем ввести в эксплуатацию строящуюся сейчас новую станцию «Ховрино».
- Как обстоит ситуация со строительством транспортных объектов в целом?
— По строительству автомобильных дорог за последние четыре года увеличили темпы более чем в четыре раза. И этот тренд будет поддерживаться и далее. Судите сами: мы с 20 километров дорог в год уже вышли на показатель почти в 90 километров. Мы приступили к реконструкции Калужского шоссе, продолжаем работу по возведению развязок на МКАД. И еще очень важный момент — мы очень долго подходили к вопросу строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Сегодня есть 192 проекта капитальных узлов, по 130 из которых приняты все градостроительные решения, то есть имеется понимание, какие объемы можно возвести, какое количество пассажиров будет обслуживаться, и какие виды транспорта задействованы.
Вообще, если проанализировать стройку, как она проходит во всем мире, то затраты на подготовку проекта, как правило, составляют половину времени самого строительства, а то и более. Например, коллеги из Гонконга рассказывали, что у них подготовка одного градостроительного проекта по строительству ветки метро занимает от пяти лет и выше. А мы утвердили программу строительства метро, железных дорог и увязку всех этих проектов всего за два года.
- Какие еще участки промзон планируется выставлять на продажу или сдавать в долгосрочную аренду под комплексную застройку?
— Это, прежде всего, вторая часть ЗИЛа. Но хочу отметить, что в собственности города не так много промышленных участков. Большая их часть — частная территория, и поэтому в проектах развития промзон, в первую очередь, мы даем возможность развиваться владельцам, которые там уже есть. Если же речь идет о городских участках, то мы будем их выставлять на продажу.
Из крупных проектов у нас есть еще сравнительно новая промзона «Руднево». По ней готова вся градостроительная документация, и сейчас комплекс экономической политики собирается выставлять эти участки на продажу. Ими интересуются многие, но вопрос в том, когда конкретный участок выставят на торги с конкретной ценой. Как только это будет известно, сразу станет понятно, интересно это бизнесу или нет.
- Какие еще крупные объекты будут готовы до конца этого года?
— Мы, прежде всего, завершим строительство Алабяно-Балтийского тоннеля — наиболее дорогого и самого сложного дорожного объекта из строящихся сейчас в Москве. И уже в следующем году займемся его благоустройством.
Кроме того, завершатся работы по ледовому дворцу «Арена легенд» на территории ЗИЛа. Я не знаю, у кого в мире есть подобные комплексы, где одновременно есть такие катки, как здесь: большой на 12 тыс. зрителей, тренировочный на 3 тыс. зрителей. И все это под одной крышей.
Дворец водных видов спорта с уникальной и единственной в России профессиональной чашей для синхронного плавания, где наша олимпийская сборная будет тренироваться, тоже можно назвать выдающимся проектом. Он также строится на территории ЗИЛа.
Еще мы планируем завершить строительство здания театра «Геликон-опера», а пуск и наладка будут уже в начале следующего года. Аналогичная ситуация и театром Олега Табакова. Строительные работы завершатся и в «Гнесинке». В этом году мы также сдали своего рода цепь из трех эстакад на Дмитровском шоссе. Сейчас там остается доделать лишь небольшой участок на пересечении с МКАД.
Ну и, конечно, большой объем работы на участке платной дороги «Москва-Санкт-Петербург» в черте города — его тоже сдаем до конца года.
- Действительно, впечатляет. А что с инфраструктурой возле станций метро?
— Прежде всего, это транспортно-пересадочные узлы. Они в следующем году будут только плоскостные. Капитальные появятся чуть позднее. Но когда мы проектируем метро, мы сразу же учитываем и всю технологию пересадочных узлов и создание наиболее комфортных условий для пассажиров. Программа по транспортно-пересадочным узлам, если помните, у нас рассчитана до 2020 года.
- Третий пересадочный контур метро в планах на будущий год значится?
— Естественно. На 2015 год у нас задача выйти на все объекты строительства Третьего пересадочного контура, а это 61 километр и 28 станций.
- Как обстоят дела со строительством третьего главного пути Московской кольцевой железной дороги?
— Работы идут полным ходом. Основной их пласт мы планируем завершить в следующем году, и в 2016-м уже запустить полноценное движение пассажирских поездов. Для города это станет настоящим прорывом: фактически речь идет о полноценном наземном метро.
- Инвесторы интересуются проектом?
— К самой железной дороге у инвесторов особого интереса нет. Но они активно интересуются транспортно-пересадочными узлами в зоне ее прохождения, а поскольку территории, прилегающие к МК МЖД, развиваться будут комплексно, в увязке с ТПУ, то можно считать, что инвестиции пойдут в единый масштабный инфраструктурный проект.
- Еще один крупный проект — парк «Зарядье». Когда планируете выбрать застройщика?
— Застройщик у нас уже есть: весь проект от начала до конца, «под ключ», реализует «Мосинжпроект».
По «Зарядью» работа идет неплохо. Есть концепция, готова проектная документация, ведется усиление конструкций, которые там были и, в частности, подвальной части гостиницы «Россия». Мы планируем открыть парк к юбилейному — 870-летнему Дню города Москвы в 2017 году.
- Насколько в условиях нестабильной экономики могут подорожать уже реализуемые проекты? И как рост курса валют может повлиять на строительный комплекс в целом?
— Должен сказать, что мы имеем определенные задержки из-за несвоевременной поставки импортных материалов. Есть некоторые сложности и с оплатой контрактов из-за курсовой разницы, потому что кто-то внес аванс, а сейчас валюта подорожала, и им придется платить больше. Мы проанализировали все, что связано с бюджетом, посмотрели, какие есть проблемы, и сейчас подготовили все решения. Какие-то контракты, возможно, придётся расторгнуть и проводить тендеры заново, где-то инвесторы и подрядчики готовы уложиться в эту стоимость даже с учетом изменения курса валют. Надеемся, что серьёзных снижений объемов у нас не будет. Ситуация в экономике, конечно, непростая, но в то же время из всех её сегментов именно строительный комплекс является локомотивом выхода из любого кризиса, это и мировая практика подтверждает.
- Возможно ли полностью переориентироваться на российского производителя?
— Прежде всего, хочу ещё раз напомнить, что доля импорта у нас в принципе минимальна — примерно 5%, а остальное — это отечественные материалы и оборудование. Но по импортным материалам мы исторически, конечно, ориентировались больше на европейские рынки. Теперь делаем шаги и в сторону азиатских рынков — конечно же, в случае отсутствия российских аналогов. По большинству же позиций из тех, что раньше закупали в Европе, мы будем переходить на отечественный продукт. Мы приступили к реализации программы импортозамещения, причём разработали её заблаговременно, ведь, как известно, евро начал расти не вчера.
- Ранее неоднократно шла речь о необходимости снижения количества административных барьеров. Соответствующие меры принимаются?
— Безусловно. Мы осуществили перевод документооборота в электронный вид. Это один из важнейших шагов по снятию административных барьеров в строительстве. В итоге внутренний документооборот заработал более эффективно. В прошлом году объем документов составлял 93 тысячи, а в этом уже 83 тысячи. Таким образом, объемы документооборота в отрасли снизились примерно на 10%, что ускоряет принятие различных решений.
- Высказывались предложения восстановить движение автотранспорта по Старому Арбату.
— Этого точно не будет. Движение машин ни сюда, ни на какую другую пешеходную улицу не вернется. Наоборот, мы намерены увеличивать количество именно пешеходных улиц.
А слова главного архитектора города про Старый Арбат просто неправильно интерпретировали. У нас некоторые автомобильные улицы становятся пешеходными, а не наоборот.
- Еще один немаловажный вопрос — самовольный снос исторических зданий. Как боретесь с этим явлением?
— Если говорить про последний резонансный случай, связанный с самовольным сносом исторического фасада доходного дома Прошиных, то мы отозвали у застройщика градостроительный план земельного участка и ордер Объединения административно-технических инспекций.
В целом, мы рассматриваем незаконный снос как воровство общественного пространства. Этого нельзя допускать, и нужно использовать все юридические способы, что мы и делаем — подключаем прокуратуру, правоохранительные органы. За воровство надо наказывать.
На сегодняшний день большинство проектов, предполагавших снос тех или иных зданий, мы отменили. Даже запретили инвесторам реализацию уже начатых ранее проектов в тех случаях, когда жители выступали против.
За прошедшие три года, к примеру, мы отменили решения о сносе 200 зданий. И это даже при том, что большая часть сохраненных зданий не имело статуса охраняемых объектов культурного наследия, но некоторые из них представляли собой достаточно ценные образцы, и в итоге мы добились того, что они таковыми были признаны.
- Тему сноса зданий логично перевести в плоскость «хрущевок». Удастся ли до конца следующего года завершить программу по их ликвидации?
— В 2015 году у нас получится снести 90-95% пятиэтажек. Буквально пара десятков домов перейдет на 2016 год, когда программа окончательно и будет завершена.
- Общественность волнует судьба здания детского сада №333 «со слониками» на ул. Маршала Василевского в Щукино. Какое решение принято по этому объекту?
— Мы приняли предварительное решение о том, что здание сноситься не будет. Напомню, что это один из последних уцелевших довоенных детских садов. Как известно, в 90-е годы прошлого века почти все довоенные садики были либо снесены, либо перепрофилированы.
Здание детского сада №333 было построено в 1934 году по особому проекту: в его архитектуре соединены два стиля — конструктивизм и сталинский ампир. Два последних года здание не использовалось, и часть местных жителей, указывая на его ветхое состояние, обратились с предложением о сносе и строительстве на его месте нового детского сада. Мы изучили вопрос, учли мнение общественности и экспертов, отметивших особое значение этого здания как уникального объекта архитектуры 30-х годов 20-го века, и предлагаем его сохранить.
Окончательное решение будет принято на заседании городской комиссии по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности 24 декабря.