Главная » Все о метро » Новости » Воздух в московском метро сможет очистить поезд-пылесос

Воздух в московском метро сможет очистить поезд-пылесос

Метрополитен ищет способы повышения качества воздуха на станциях, борьбы с бактериями и неприятным запахом.

В московском метрополитене может начать курсировать поезд-пылесос, который с помощью вакуумных насадок очистит тоннели от грязи и пыли. Как рассказали «Известиям» в Центре инновационного развития (ЦИР), руководство подземки обратилось в ведомство с просьбой найти «новые комплексные решения для повышения качества воздуха на станциях московского метрополитена». Для этого был объявлен открытый международный запрос, на который откликнулись два десятка российских и зарубежных компаний. Эксперты отмечают, что проблема нехватки кислорода в час-пик — одна из самых острых в работе метрополитена.

— Большое количество станций московского метрополитена проектировались очень давно и не рассчитаны на текущий пассажиропоток, а существующая система вентиляции не справляется с удалением запахов, вредных веществ и паталогической микрофлоры, — говорится в заявке на запрос.

Согласно исследованиям, проведенным в 2013 году, 41% опрошенных пассажиров были недовольны состоянием воздуха в метро — в первую очередь наличием запахов.

Отмечается, что «химические исследования взятых в метро проб воздуха показали, что значения концентрации двуокиси азота, а также окиси и двуокиси углерода близки к предельно допустимым. Кроме того зафиксировано повышенное содержание пыли».

Сбор заявок от компаний продлится до середины декабря, после чего заявки рассмотрит жюри, в состав которого войдут представители метрополитена, департамента транспорта, департамента науки и ЦИР. Победители получат возможность пилотного тестирования на разных типах станций столичной подземки.

Одно из предложений, которое поступило от британской компании — запустить в столичной подземке поезд для очистки тоннелей от грязи и пыли. Во время движения такой состав будет «отмывать» тоннели большими вакуумными насадками.

— Основное преимущество такого поезда заключается в том, что он может очищать воздух даже от мелкой пыли, которая, как известно, вредна для здоровья, а также способствует быстрому износу машин, — говорится в заявке.

Другой проект предлагает распылять на все поверхности в подземке жидкость, которая превращается в пленку, а затем под воздействием света уничтожает все бактерии.

— Аэрозоль также избавляет от неприятных запахов, — обещает производитель.

Также предлагается установить на всех станциях и в вестибюлях новейшие вентиляторы, регулирующие концентрацию вредных веществ в воздухе.

В описании открытого запроса метрополитена отмечается, что «предлагаемые комплексные решения должны быть масштабируемы в рамках всех станций метро и обеспечивать решение проблемы с максимальным технологическим, санитарно-эпидемиологическим и экономическим эффектом».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что загрязненный воздух в метро может стать причиной болезней москвичей.

— Воздух в метро нужно очищать в первую очередь из соображений безопасности, — считает эксперт. — Естественно, в вентиляционную систему могут поступать запахи из городской среды, поэтому его надо фильтровать и очищать. Для этого нужно найти высокоэффективное решение, которое позволит горожанам пользоваться метро без вреда для своего здоровья.

Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов не видит смысла в реализации подобных проектов в метро.

— Эти решения никак не повлияют на качество воздуха в подземке, так как основная проблема метрополитена — загруженность линий. Запахов и загрязнений станет меньше только в том случае, если количество пассажиров сократится, — предполагает Морозов.

Эксперт отметил, что система обеззараживания воздуха через кондиционеры уже установлена в современных вагонах, но она не способствуют улучшению ситуации.

— Системы вентиляции, которые имеются в метро, работают неэффективно в условиях перегрузки. Из-за этого многие пассажиры жалуются на то, что им не хватает кислорода, — говорит Морозов. — Уборка путей, конечно, и сейчас проводится механизировано — в метро уже используются такие поезда, которые моют тоннели. Возможно, существуют более современные модели, которые и предлагаются компаниями.