Воздух в московском метро сможет очистить поезд-пылесос
Метрополитен ищет способы повышения качества воздуха на станциях, борьбы с бактериями и неприятным запахом.
В московском метрополитене может начать курсировать
поезд-пылесос, который с помощью вакуумных насадок очистит тоннели
от грязи и пыли. Как рассказали «Известиям» в Центре
инновационного развития (ЦИР), руководство подземки обратилось в ведомство
с просьбой найти «новые комплексные решения для повышения качества
воздуха на станциях московского метрополитена». Для этого был объявлен
открытый международный запрос, на который откликнулись два десятка
российских и зарубежных компаний. Эксперты отмечают, что проблема нехватки
кислорода в час-пик — одна из самых острых в работе
метрополитена.
— Большое количество станций московского метрополитена проектировались
очень давно и не рассчитаны на текущий пассажиропоток,
а существующая система вентиляции не справляется с удалением
запахов, вредных веществ и паталогической микрофлоры, — говорится
в заявке на запрос.
Согласно исследованиям, проведенным в 2013 году, 41% опрошенных пассажиров
были недовольны состоянием воздуха в метро — в первую очередь
наличием запахов.
Отмечается, что «химические исследования взятых в метро проб воздуха
показали, что значения концентрации двуокиси азота, а также окиси
и двуокиси углерода близки к предельно допустимым. Кроме того
зафиксировано повышенное содержание пыли».
Сбор заявок от компаний продлится до середины декабря, после чего
заявки рассмотрит жюри, в состав которого войдут представители
метрополитена, департамента транспорта, департамента науки и ЦИР.
Победители получат возможность пилотного тестирования на разных типах
станций столичной подземки.
Одно из предложений, которое поступило от британской компании —
запустить в столичной подземке поезд для очистки тоннелей
от грязи и пыли. Во время движения такой состав будет «отмывать»
тоннели большими вакуумными насадками.
— Основное преимущество такого поезда заключается в том, что он может
очищать воздух даже от мелкой пыли, которая, как известно, вредна
для здоровья, а также способствует быстрому износу машин, —
говорится в заявке.
Другой проект предлагает распылять на все поверхности в подземке
жидкость, которая превращается в пленку, а затем
под воздействием света уничтожает все бактерии.
— Аэрозоль также избавляет от неприятных запахов, — обещает
производитель.
Также предлагается установить на всех станциях и в вестибюлях
новейшие вентиляторы, регулирующие концентрацию вредных веществ в воздухе.
В описании открытого запроса метрополитена отмечается, что «предлагаемые
комплексные решения должны быть масштабируемы в рамках всех станций метро
и обеспечивать решение проблемы с максимальным технологическим,
санитарно-эпидемиологическим и экономическим эффектом».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что загрязненный
воздух в метро может стать причиной болезней москвичей.
— Воздух в метро нужно очищать в первую очередь
из соображений безопасности, — считает эксперт. — Естественно,
в вентиляционную систему могут поступать запахи из городской среды,
поэтому его надо фильтровать и очищать. Для этого нужно найти
высокоэффективное решение, которое позволит горожанам пользоваться метро
без вреда для своего здоровья.
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Александр
Морозов не видит смысла в реализации подобных проектов в метро.
— Эти решения никак не повлияют на качество воздуха
в подземке, так как основная проблема метрополитена —
загруженность линий. Запахов и загрязнений станет меньше только в том
случае, если количество пассажиров сократится, — предполагает Морозов.
Эксперт отметил, что система обеззараживания воздуха через кондиционеры
уже установлена в современных вагонах, но она не способствуют
улучшению ситуации.
— Системы вентиляции, которые имеются в метро, работают неэффективно
в условиях перегрузки. Из-за этого многие пассажиры жалуются на то,
что им не хватает кислорода, — говорит Морозов. — Уборка путей,
конечно, и сейчас проводится механизировано — в метро уже
используются такие поезда, которые моют тоннели. Возможно, существуют более
современные модели, которые и предлагаются компаниями.