Главная » Все о метро » Новости » До конца года метро закажет еще 736 вагонов за 127 млрд рублей

До конца года метро закажет еще 736 вагонов за 127 млрд рублей

Представители иностранных компаний заявили, что сотрудничать с Московским метрополитеном готовы только при изменении условий конкурсов.

Второй конкурс на закупку поездов нового поколения по программе жизненного цикла за 127 млрд рублей для Московского метрополитена планируют объявить до конца года. Об этом «Известиям» сообщил источник в ГУП «Московский метрополитен». Речь идет о закупке 736 вагонов для Калужско-Рижской линии, которые начнут поставлять в 2017 году. При этом все иностранные компании, в том числе Siemens, Bombardier, СAF, в итоге не стали участвовать в уже объявленном ранее конкурсе на поставку 768 вагонов для Таганско-Краснопресненской линии. Представители компаний заявили, что сотрудничать с Московским метрополитеном в будущем готовы только при изменении условий тендера. Если этого не произойдет новый конкурс, скорее всего, выиграет как и первый «Трансмашхолдинг».

«Известия» опросили участников рынка на предмет их заинтересованности в будущем конкурсе, а также об условиях объявленного тендера.

Так, представитель компании Bombardier в разговоре с «Известиями» подчеркнула, что «рынок Московского метрополитена — стратегически важный для компании», однако участвовать на условиях объявленного конкурса фирма не будет.

— Если условия не изменятся, то мы участвовать в следующем конкурсе не будем. Мы готовим заявку на тот случай, если критерии будут пересмотрены — начнут реально смотреть на цену и качество продукции, — заявили в компании.

Представитель компании CAF рассказала «Известиям», что участие во втором конкурсе будет возможно для компании только при смягчении требований со стороны заказчика.

— В связи с тем что проект при детальном анализе доходов и расходов оказывается невыгодным, нам пришлось отказаться от участия в первом конкурсе. Так как для участия придется брать кредиты под достаточно большие проценты, — пояснил собеседник издания. — При этом мы надеемся на изменение условий конкурса в дальнейшем, чтобы мы могли принять участие в новых тендерах.

В пресс-службе компании Siemens не стали комментировать возможное участие в будущем тендере на поставку поездов для Калужско-Рижской линии. Ранее президент компании Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер назвал условия уже проведенного конкурса «очень жесткими». 

Тем временем руководитель службы внешних связей «Трансмашхолдинга» Артем Леденев однозначно заявил, что компания заинтересована участвовать и в объявленном, и в будущем тендерах на поставку новых составов для метро.

Комментарий от ОАО «Кировский завод» получить не удалось. 

В пресс-службе Московского метрополитена пояснили, что технические требования к 736 вагонам изменены не будут.

— Технические требования к 736 вагонам, конкурс по закупке которых сейчас готовится, полностью идентичны техническим требованиям к 768 вагонам, конкурс по закупке которых уже начался, — подчеркнули в пресс-службе. — Все требования к компаниям-участникам и стартовая цена конкурса определены исходя из интересов пассажиров Московского метрополитена, города Москвы и ГУП «Московский метрополитен».

При этом в течение последних 2 лет проводились встречи и консультации с производителями подвижного состава, однако, несмотря на плотное сотрудничество, объявленные условия первого конкурса вызвали возмущение у потенциальных зарубежных поставщиков, в частности компаний Bombardier и CAF. Иностранцы обратились в столичный ФАС с жалобой на жесткие условия конкурса. По их мнению, заявленным требованиям может соответствовать только подконтрольный «Трансмашхолдингу» «Метровагонмаш», который пока остается единственным в России поставщиком вагонов для московского метро.

Как пояснили «Известиям» представители иностранных компаний, жалоба заключается в том, что критерии оценки конкурсных предложений заведомо дают преимущество существующему поставщику вагонов — «Метровагонмашу».

— Так, например, 20% от общей оценки приходится на критерий «квалификация участника» — это наличие на территории РФ уже существующего завода, где за последние 3 года было произведено как минимум 250 вагонов, — рассказали собеседники издания.

Еще 20% оценки начисляются при условии наличия инженерно-конструкторского бюро в России. 

— Доказать наличие бюро можно документом «Сертификат на серийное производство». Но сертификация происходит уже на момент реализации проекта, а не во время разработки, что также исключает возможность получить баллы за этот критерий другим участникам конкурса, кроме постоянного поставщика, — отметили иностранные производители.

Также собеседники издания подчеркнули, что еще на этапе подачи заявок необходимо предоставить определенные расчеты, которые возможно получить только в момент испытания готового поезда в условиях Московского метрополитена.

Как ранее сообщали «Известия», в ходе проверки условий объявленного метрополитеном тендера ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства по статье «О защите конкуренции», однако на результате торгов это не отразится.

Напомним, что первый тендер на поставку 768 вагонов нового поколения бы объявлен 17 октября 2014 года. Первые 48 вагонов (шесть составов) метрополитен должен получить в I квартале 2017 года.

Единственным участником конкурса стал ЗАО «Трансхолдлизинг», входящий в «Трансмашхолдинг». Завод готов поставить метрополитену новые поезда за 130,88 млрд рублей. При этом руководство подземки ожидало, что в конкурсе примут участие крупные международные игроки, такие как Siemens, Bombardier совместно с «Уралвагонзаводом», CAF совместно с ОАО «Синара — Транспортные машины», Skoda в сотрудничестве ОАО «Кировский завод». 

По закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если единственная заявка, поданная на открытый конкурс, будет признана комиссией метрополитена соответствующей требованиям конкурсной документации, конкурс будет признан несостоявшимся, но заказчик будет иметь право заключить договор с этой организацией.

Глава аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин предположил, что иностранные компании сами потеряют интерес к участию во втором конкурсе на поставку вагонов из-за нестабильной экономической ситуации.

— Степень непредсказуемости возросла настолько, что зарубежные фирмы могут лишиться всякой прибыли. Иностранный поставщик становится заложником нашей ситуации на валютно-рублевом рынке, поскольку сумма в контракте прописана в рублях, — сказал эксперт. 

Согласно технической документации, поезда нового поколения «должны удовлетворять современным требованиям по безопасности, комфорту, надежности, оптимизации затрат на техническое обслуживание и ремонт».

В поезде должна быть система автоматического управления движением, совместимая с применяемыми в подземке системами безопасности, климат-контроль, также производитель должен предусмотреть «меры по уменьшению уровней шума и вибрации в кабине и салоне». В одном составе будет восемь вагонов со сквозным проходом.

Если поставщиком будет иностранная компания, к 1 января 2018 года она должна не менее 70% производства локализовать в России.