Как закопать триллион
Московские власти впервые сообщили, как будет распределен почти 1 трлн руб., назначенный на строительство метро. Дороже всех — вторая кольцевая линия: 380 млрд руб.
К концу 2020
г. протяженность линий московского метро увеличится в 1,5 раза: добавится
более 160 км линий и 78 станций (13 из них уже открыто, введено 26
км). Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть и обеспечит
шаговую доступность метро 93% жителей Москвы.
В адресной инвестиционной программе Москвы (АИП) на 2014-2017 гг. указана
предельная стоимость строительства метро (документ будет принят в декабре
вместе с бюджетом Москвы). Стоимость всех работ, по данным АИП,
составит 970,7 млрд руб. «Это лимиты, а не стоимость контрактов. В АИП
указана предельная цена, которая корректируется после выхода проекта
из экспертизы и по результатам торгов», — комментирует
заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин.
Самые дорогие
Самой дорогой линией станет Третий пересадочный контур (ТПК), который
сформирует второе кольцо московского метро: примерно 380 млрд руб. ТПК
протяженностью около 58 км (28 станций) пройдет по окраинам столицы
и пересечет все радиальные линии. Новым кольцом будет пользоваться
около 1 млн человек в день, для многих отпадет необходимость
ехать в центр для пересадки. Проект разделен на пять участков,
стройка идет только на одном — от «Нижней Масловки» до «Делового
центра» (12,2 км, пять станций). В АИП на него заложено 83,67 млрд руб.
Первый участок заработает в 2016 г., замкнется кольцо в 2020 г.
Следующий масштабный проект — Калининско-Солнцевская линия (заложено 181
млрд руб.; около 29 км, 15 станций), которая станет продолжением
существующей желтой ветки метро от станции «Третьяковская» и свяжет
центр Москвы с присоединенными территориями. Ввод западного участка этой
линии улучшит транспортное обслуживание более 600 000 жителей районов
Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино,
а также поселков в новой Москве, говорит Хуснуллин, снизится
и нагрузка на юго-западный участок Сокольнической линии.
Строительство Калининско-Солнцевской линии разбито на четыре этапа: три
уже в работе, подрядчик на участок от «Третьяковской» до «Делового
центра» еще не определен.
Среди крупных проектов также Кожуховская линия от ст. м. «Нижегородская
улица» до «Некрасовки» (15,2 км, 119 млрд руб.) и участок
Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до «Селигерской (10,3 км, 72 млрд
руб.). С вводом Кожуховской линии появится радиальная линия, которая разгрузит
фиолетовую ветку. После ввода шести новых станций Люблинско-Дмитровской линии
0,5 млн жителей Северного и Северо-Восточного округов будет проживать
в зоне действия метрополитена. Этот участок метро считается одним
из самых сложных — работы ведутся на глубине 60 м.
Еще одна крупная статья расходов в АИП — строительство электродепо,
всего их будет 12, лимит — 74,8 млрд руб. Например, для заезда
в депо на Люблинско-Дмитровской линии нужно построить дополнительно 2
км линий.
Как экономят
На конечную стоимость влияют количество станций, количество выходов
из станций, глубина залегания линий, говорит Хуснуллин. Московские
чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки
снизилась на 25-30%, а скорость работ увеличилась.
“Указанные в АИП цифры помимо стоимости самих строительно-монтажных работ
включают затраты на проектно-изыскательские работы, освобождение
территории, перекладку инженерных коммуникаций, подключение воды,
электроэнергии и т. д. На них может приходиться до 40%
затрат”, — рассказывает руководитель департамента строительства Андрей
Бочкарев.
Пропорции весьма относительные, комментирует один из подрядчиков
строительства метро.
Проектные работы в среднем обходятся в 1-3% от общей стоимости,
поставка оборудования (эскалаторы, автоматические системы, железнодорожное
полотно и т. д.) — в 15-25%, строительно-монтажные работы —
в 60-75%, плюс расходы на освобождение площадки. “При планировании
размещения станций не всегда есть четкое понимание затрат
на освобождение территорий: где-то удается договориться, где-то приходится
судиться”, — говорит Бочкарев. Например, владелец недвижимости
около депо “Лихоборы” требует более 1 млрд руб., а Москва готова
заплатить 600 млн руб., рассказал другой московский чиновник.
Прежде строительство 1 км метро (с поправкой на инфляцию) стоило порядка 7
млрд руб., говорит Бочкарев, теперь — не более 4,5 млрд; станции
мелкого заложения обходятся в 4,5 млрд, глубокого — в 7 млрд
руб. “Москва действительно оптимизирует расходы, — говорит гендиректор
„Объединения ‘Ингеоком’ Сергей Кидяев. — Стоимость строительно-монтажных
работ сократилась на 25-30%, метростроители работают с доходностью
не более 15%“. Раньше станция глубокого заложения с 1 км примыкающих
линий (на подъезде к станции — максимум инфраструктуры метро) стоила
15-17 млрд руб., сейчас — около 10 млрд, знает он. Но
на стоимость влияет сложность. Один из самых дорогих участков
в АИП (в пересчете на 1 км пути) — от „Делового центра“ до
„Парка Победы“: на 3,5 км заложено 17,4 млрд руб. „Парк Победы“ —
самая глубокая станция в Москве, — поясняет Кидяев („Ингеоком“ —
генподрядчик). — Мы прошли два тоннеля под Москвой-рекой, не закрывая
движения в „Москва-сити“. И построили оборотные тупики длиной 600 м, чтобы
после конечной станции поезд проехал дальше и развернулся”.
В программе развития транспортной системы Москвы указано, что затраты
на метро до 2020 г. составят 1 трлн руб. из городского бюджета,
а 163 млрд вложат частники. Ранее объявлялось, что китайские госкомпании
CIF и CRCC готовы вложить $2 млрд в строительство новой ветки
на Юго-Западе. О намерении инвестировать около 40 млрд руб. сообщала
и компания Вадима Мошковича “Масштаб”.