Главная » Все о метро » Новости » «Преисподняя» столицы. Легенды московского метро

«Преисподняя» столицы. Легенды московского метро

15 октября 1934 г. промчался первый поезд столичной подземки.

«А я иду, шагаю по Москве», — радостно распевал Никита Михалков в одноимённом фильме и безмятежно шёл по пустому вестибюлю метрополитена. Сейчас такое даже в полночное время кажется маловероятным.

В преисподнюю? Отказать!

Но тогда, в 1963 г., когда снималась картина, в метро столпотворения не наблюдалось. Станция «Университет» ?, по которой гулял Михалков, и вовсе была конечной. Сегодня же московская подземка больше напоминает фильм-катастрофу «Метро», снятый не так давно нашими кинематографистами. Но как же главный народный транспорт дошёл до жизни такой?

В конце XIX в. территория города составляла всего 710 кв. км, а население — 978 500 человек. По сегодняшним меркам Москва прошлого была маленьким спокойным городком. Однако жители уже тогда были недовольны толпами на улицах, а ещё сильнее — проблемой общественного транспорта. Ведь на почти миллион человек приходилось всего 16 тыс. извозчиков. Поэтому на работу или на свидание добраться к назначенному часу успевал не каждый. Москвичи возмущались, власти искали выход. И в начале ХХ в. на столе у градоначальников уже лежали готовые проекты российских инженеров, которые предлагали пути решения «транспортной проблемы». По одному проекту вдоль Красной площади (до Пушкинской) предлагалось сделать эстакаду, по которой народ бы проезжал с ветерком на поездах. Второй, авторства Балинского и Кнорре, вызвал бурную дискуссию в Мосгордуме. По нему Замоскворечье должно было быть соединено с Тверской заставой подземными железнодорожными путями. Но… против выступило духовенство. Священники гневно писали властям, что «сия греховная затея недопустима», мол, «человеку нельзя спускаться в преисподнюю». Городские власти тоже были не против наложить вето на строительство метрополитена — ведь на оборудование подземки пришлось бы выложить баснословную сумму, а запущенный к тому времени трамвай уже приносил в казну немалую прибыль. Да и владельцы конок суетились, бегали и договаривались с «мохнатой лапой» в руководящих кругах о том, чтобы проект метрополитена был заморожен. И Мосгордума постановила: «Господам Балинскому и Кнорре в их домогательствах отказано».

Разговоры о подземке возобновились в столице только в 1912 г. По новому проекту в городе хотели проложить пути от Смоленского рынка до площади Абельмановской заставы и от Рижского вокзала до Добрынинской площади. К строительству готовились несколько лет, но грянула революция, и о метро все снова забыли. И только в 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешёвых людских перевозок».

Стройку этого объекта назвали всесоюзной — ведь прокладывали туннели рабочие со всего Советского Союза. Но рабочей силы всё равно не хватало. К тому же прокладывать путь под землёй зачастую надо было… ломом и лопатой — других инструментов не было. Наиболее тяжко приходилось в тех местах, где проходили подземные источники. Например, между станциями «Сокольники» и «Охотный Ряд» под землёй пришлось обуздать аж четыре разных потока воды.

Уже 15 октября 1934 г. от «Комсомольской» до «Сокольников» промчался первый поезд метро. Но людей в него во избежание казусов пока решили не сажать. Первым пассажирам разрешили покататься на подземке только в начале 1935 г. — это были исключительно передовики производства и делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. Они поездкой остались довольны. Московское метро было названо лучшим в мире и продолжило расти, расширяться и обрастать историями и легендами.

Чуть не взорвали

Одна из подлинных историй гласит: в 1941 г. Москва чуть было не лишилась всей подземки. В октябре, когда фашисты уже находились на подступах к городу, Лазарь Каганович лично отдал приказ взорвать «к чёртовой матери» всё метро, а вагоны из него вытащить и спрятать — до лучших времён. Но приказ не был выполнен, хотя один день, 16 октября 1941 г., подземный транспорт не работал. Говорят, в первой половине дня его минировали, а во второй — когда пришло указание отменить взрыв — разминировали.

После войны, несмотря на разруху, метро продолжало строиться. Началась закладка Кольцевой линии. По легенде, изначально строить кольцо никто не планировал. Но на одном из заседаний, на котором Сталину была представлена обновлённая схема метро, вождь случайно поставил на неё чашку кофе. Когда решил сделать новый глоток и поднял чашку, посередине схемы отпечатался коричневый круг. Так решено было строить Кольцевую линию, а коричневого цвета на схеме она стала благодаря кофейному оттенку кляксы.

Другая история гласит, что в строительстве Кольцевой линии участвовали заключённые, с которыми особо не церемонились. Если зэк падал в разрытую шахту, его никто не доставал и он навсегда оставался замурованным в стены подземки. Возможно, поэтому специалисты по паранормальным явлениям называют кольцо линией с плохой аурой. Отрицательным биополем, по их мнению, также обладают станция «Библиотека им. Ленина» и прилегающие к ней пересадки — ведь когда-то на этом месте было большое кладбище, посему получается, что ездим мы по разрушенным могилам.

Есть ещё одна легенда (а может быть, и быль) о секретных путях под названием «Метро —2», предназначенных для эвакуации высокопоставленных лиц во время катастроф. Говорят, что строить спецметро начали ещё в 1935 г. и шло оно аккурат из Кремля до важных стратегических объектов, аэропортов, Академии Генштаба, здания МГУ, ну и, конечно, до бункеров Сталина. Кстати, надо сказать, что в бункере 1-го лица государства — ныне ночном клубе, который располагается рядом с м. «Таганская», — в некоторых стенах есть отверстия. Через них когда-то можно было разглядеть не только пассажиров на вышеуказанной станции, но и пустынные рельсы, по которым никогда не ходили поезда.