В московском метро установят антивандальные плафоны
Светильники из поликарбоната придут на смену
стеклянным лампам, использующимся в подземке с 1935 года.
Стеклянные плафоны, установленные на эскалаторах в подземке, начнут
заменять на антивандальные лампы из поликарбоната. Об этом «Известиям» сообщил
источник в ГУП «Московский метрополитен». По оценкам
экспертов, в первую очередь замена должна коснуться таких станций,
как «Спортивная», «Черкизовская», «Динамо». На этих станциях
болельщики часто разбивают плафоны после
матча.
В пресс-службе метрополитена отметили, что замена плафонов на наклонах эскалаторов производится примерно раз-два в неделю в зависимости от регулярности массовых мероприятий, таких как концерты или футбольные матчи.
— По мере необходимости производится замена разбитых вандалами плафонов на станциях подземки. На старых станциях замена стеклянных светильников происходит исходя из культурно-исторической значимости станции, чтобы не нарушить ее архитектурный облик, — пояснили в пресс-службе. — На новых станциях изначально устанавливаются антивандальные плафоны из поликарбоната.
Так, например, новые безопасные светильники были установлены на станции «Спартак», рядом с которой расположен стадион «Открытие Арена», рассчитанный на 42 тыс. зрителей. 5 сентября состоялось открытие стадиона, что стало первым испытанием для новой станции метрополитена — за день станция перевезла 30 тыс. пассажиров, при этом никаких технических сбоев и порчи инфраструктуры замечено не было. Чтобы избежать давки, были усилены меры безопасности, в частности, станция работала только на выход пассажиров, поезда следовали с минимальным интервалом, а количество касс было увеличено.
— Часто болельщики в пылу впечатлений после проведенного матча ведут себя особенно эмоционально, в том числе разбивают плафоны на эскалаторах. Проблема порчи инфраструктуры метрополитена особенно остро стоит во время массовых мероприятий на станциях «Динамо», «Спортивная», «Черкизовская», расположенных рядом с крупными спортивными объектами, — сказал эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.
По словам Свириденкова, размещение светильников на балюстраде эскалатора — одна из особенностей Московского метрополитена.
— Существуют различные способы более безопасной организации освещения на эскалаторах — в частности, размещения ламп под сводом эскалаторного туннеля или на стенах, — сказал эксперт. — К сожалению, на некоторых станциях, где проходила замена эскалаторов и реконструкция наклонных ходов, форма плафонов была изменена. Например, на «Октябрьской» (кольцевой) после окончания ремонтных работ были установлены стандартные цилиндрические осветительные приборы, что нарушило единый облик станции. До этого плафоны были в виде факелов, как и светильники на всей станции.
Председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин отметил, что использование антивандальных плафонов не только убережет пассажиров от хулиганов, но и повысит их безопасность при техногенных происшествиях.
— Стеклянные плафоны представляют большую опасность при чрезвычайных ситуациях, когда на эскалаторах начинается паника и давка, а плафоны могут треснуть под воздействием внешних факторов, — сказал Гринин. — Осколки стеклянных плафонов старого образца достаточно тяжелые, поэтому могут причинить серьезные травмы пассажирам. В то время как светильники из поликарбоната обычным ударом разбить крайне сложно.
Как добавил Гринин, переход на плафоны из поликарбоната — экономически целесообразный шаг со стороны метрополитена.
— В первое время для закупки необходимого количества безопасных светильников придется потратить больше денег, нежели на их стеклянные аналоги. Однако в долгосрочной перспективе это будет окупаться, потому что антивандальные плафоны разбивать будут гораздо реже, — сказал эксперт. — Сам по себе поликарбонат не считается дорогим материалом, его широко используют в дачных теплицах для улучшения теплоизоляции. Также листовой поликарбонат применяется на автобусных остановках нового образца.
В то же время координатор «Архнадзора» Юрий Егоров считает, что в случае замены плафонов необходимо полностью повторять их исторические формы и материал.
— Начиная где-то с 2004 года столичное метро идет по пути уничтожения культурного наследия, в том числе путем замены плафонов, что приводит к полному разрушению первоначального замысла архитекторов, — считает Егоров. — Менять освещение действительно нужно, если плафоны приходят в негодность, но это можно делать, не изменяя внешний облик станции. Нужно полностью повторять исторические формы плафонов и материал, а не использовать пластиковые шары.
По мнению Егорова, бездумной заменой плафонов уже были «испорчены» станции «Семеновская», «Парк культуры», «Маяковская», «Электрозаводская», «Комсомольская» и др.