Камеры в столичном метро начнут выявлять нетрезвых пассажиров
Вычислять нетрезвых пассажиров в столичной подземке начнут с помощью системы видеонаблюдения, рассказал M24.ru начальник УВД на московском метрополитене Игорь Божков.
По его словам, началась разработка программного
обеспечения, которое позволит камерам реагировать на граждан с шаткой
походкой и измененной мимикой. По словам начальника столичной подземки
Ивана Беседина, к нарушителям, лишающим пассажиров комфорта, нужно
применять наиболее жесткие меры.
«Чем жестче будут меры к нарушителям правил пользования метрополитеном,
тем больше порядка будет на станциях, и более комфортно будут себя
чувствовать пассажиры. Будет сделано все, чтобы ужесточить меры наказания
для тех, кто лишает комфорта пассажиров и создает им
неудобства», — отметил Иван Беседин.
Начальник УВД на Московском метрополитене Игорь Божков рассказал M24.ru,
что руководство метрополитена поставило задачу реагирования на пьяных
пассажиров разработчикам интеллектуальной системы видеонаблюдения. «В системе
можно прописать соответствующие алгоритмы, чтобы она обращала внимание
на граждан с шаткой походкой, с измененной мимикой, то есть
на признаки нетрезвого пассажира», — сказал Божков. По его словам,
на данный момент специалисты метрополитена готовят техническую
документацию для создания такой системы.
«В теории это возможно, по пока не понятно, как именно камеры
будут работать», — добавил он. По словам Божкова, предполагается, что
камера будет реагировать на «подозрительных граждан», потом подавать сигнал
на монитор, обращая внимание сотрудника полиции на нарушителя.
Как пояснил начальник планово-аналитического отделения отдела охраны
общественного порядка УВД на московском метрополитене Александр Михайлов,
за 2013 год сотрудники полиции на московском метрополитене оформили
почти 70 тысяч протоколов гражданам за появление в общественных
местах в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). За 4 месяца
2014 года за распитие спиртных напитков в метро или нахождение
в нетрезвом виде оштрафовано уже более 15 тысяч пассажиров. Штрафы
варьируются от 500 рублей до 1,5 тысячи.
Игорь Божков пояснил, что рядовой сотрудник полиции может только задержать
нетрезвого пассажира, а протокол на него оформит инспектор
в комнате полиции, которые есть на каждой станции.
Главный технолог международной ассоциации «Метро» Вячеслав Курышев добавил, что
сотрудники службы безопасности метро, которые стоят у турникетов,
не имеют право задерживать пассажиров – они могут только остановить
нарушителей и вызвать сотрудников полиции. «Нужно обеспечить сотрудников
службы безопасности правом задерживать нетрезвых граждан на входе, чтобы
пьяные пассажиры вообще не попадали в метро», — считает он.
По словам Курышева, оснащать программным обеспечением, выявляющим нетрезвых,
нужно, прежде всего, камеры наружного наблюдения перед входом на станции.
«Сейчас они просто наблюдают за пассажиропотоком», — сказал эксперт.
Глава координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы и Московской
области Михаил Пашкин
полагает, что с началом слежки за нетрезвыми пассажирами
через камеры возрастет нагрузка и на сотрудников полиции столичной
подземки. «Сейчас на каждой линии метро, предположим, от “Речного вокзала”
до “Алма-Атинской”, работает порядка шести инспекторов, которые имеют право
составлять протоколы за административные правонарушения. Остальные
сотрудники полиции не могут этого делать. На составление протокола уходит
около получаса, нужно также найти двух свидетелей. В тот момент, когда
один инспектор будет этим заниматься, камеры обнаружат еще несколько
пьяных», — сказал он.
Пашкин отметил, что при составлении образа нетрезвого человека
для алгоритма, который будет заложен в систему, необходимо
проконсультироваться с психологами.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков, в свою
очередь, полагает, что камерам стоит обратить внимание не только
на нетрезвых пассажиров, но и на бездомных, которые тоже
встречаются в подземке. «Не менее важно усилить контроль за лицами
без определенного места жительства, потому что подобные граждане, порой,
вызывают даже больше негативных эмоций у пассажиров, чем
нетрезвые», — считает он.
Напомним, до конца года в московском метро появится новый
ситуационный центр, который будет отслеживать обстановку в подземке
с точки зрения безопасности. Сейчас разрабатывается проект
интеллектуальной системы видеонаблюдения в подземке. Она предполагает
установку на каждой станции около 200 камер. 10% из них будут
биометрическими, то есть смогут выявлять подозрительных лиц и «зайцев»: их
планируется устанавливать, в основном, возле турникетов. Основная часть
системы видеонаблюдения будет ситуационной: то есть камеры сосредоточатся
на выявлении «пробок» в метро, бегущих или падающих пассажиров,
а также людей, двигающихся против основного потока. Слежка
за бегающими пассажирами позволит, в том числе, выявлять
воров-карманников. Все данные с камер будут поступать в ситуационный
центр метрополитена, а также в ФСБ, МВД, МЧС и другие силовые
ведомства.
Наталья Савельева, Марина Курганская