Метро потратит на ремонт вестибюлей и переходов 3 млрд рублей
До конца года в столичной подземке проведут капитальный ремонт вестибюлей и прилегающих к ним подземных пешеходных переходов на 96 станциях.
Об этом «Известиям» рассказал источник в ГУП
«Московский метрополитен». Тендер планируется объявить в июле 2014 года.
На проведение работ метрополитен готов потратить около 3 млрд рублей. Как
рассказал глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов в среду на лекции
в университе имени Плеханова, около сотни переходов метро будут стилистически
приведены в соответсвие с теми станциями, рядом с которыми они
находятся.
В процессе капитального ремонта планируется оборудовать колясочными съездами
и напольной навигацией для слабовидящих часть лестничных пролетов.
При проектировке вестибюлей разработчикам необходимо будет учитывать период
постройки станций: 1935–1960 годы строительства, 1960–1996 годы
и современные станции. В первую очередь будут подготовлены проекты 20
станций, среди которых новопостроенные «Волоколамская», «Деловой центр»,
«Алма-Атинская», «Жулебино», «Новокосино».
Для вестибюлей и прилежащих к ним подземных пешеходных переходов
будет разработана новая концепция размещения палаток и информационных
знаков. На входах же планируется установить новые противопожарные двери.
Как пояснил на лекции Максим Ликсутов, планируется, что переходы будут
соответствовать станциям, рядом с которыми они находятся.
— Сейчас у нас такая ситуация: идешь по станции — там
простор, там мрамор, а выходишь в переход и попадаешь совсем
другую среду, — пояснил он. — В том числе, когда там появились
ларьки, они украли часть площадей у пассажиров.
Ранее метрополитеном был объявлен конкурс на разработку проектной
документации по благоустройству вестибюлей станций подземки
и прилегающих к ним подземных пешеходных переходов. Стоимость заказа
составляла 250 млн рублей. Заявки на участие подали три организации: ООО
«Метроресурс», ООО «Сидал Групп» и ГУП «МосгортрансНИИпроект». Однако
торги были признаны несостоявшимися из-за несоответствия заявок всех участников
требованиям документации о закупке.
Как пояснили в ГУП «МосгортрансНИИпроект», их организация занимается
исключительно разработкой проектной документации, поэтому участвовать
в будущем конкурсе на выполнение капитального ремонта они
не будут.
Генеральный директор проектной компании ООО «Метро-Стиль» Андрей Кривенко
рассказал, что их организация занимается вопросами реконструкции объектов
метрополитена на протяжение 20 лет.
— В настоящее время мы занимаемся заменой эскалаторных комплексов
на станциях «Красные ворота» и «Бауманская». Также мы работаем
над открытием второго выхода на станции «ВДНХ», которое намечено
на июнь 2014 года, — сказала Кривенко. — В конкурсе
на разработку проектной документации по благоустройству вестибюлей
и прилегающих к ним подземных пешеходных переходов мы
не принимали участие, потому что узнали о проведении тендера
в последний момент.
Как отметил Кривенко, круг строительных компаний, которые могут провести
капитальный ремонт, обширен. Крупные компании заняты сейчас в основном
строительством новых станций, поэтому провести работы по благоустройству
смогут и малые малоизвестные организации, отметил эксперт.
Между тем председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы
Gradient Alpha Павел Гагарин считает, что выделенная на ремонт сумма
значительно превышает необходимые затраты на проведение отделочных работ.
— Получается, что на выполнение работ по благоустройству
на каждой станции будет потрачено около 30 млн рублей. Установка
четырех пандусов на одной станции стоит примерно $100 тыс., замена дверей
на антипожарные — около 50$тыс. Оставшаяся сумма в размере
25 млн будет потрачена на проведение исследовательских работ, что является
огромной суммой даже для разработки концепций для крупнейших
холдингов, — отметил Гагарин. — Стоимость проведения косметического
ремонта средней степени сложности с учетом строительного материла
за 1 кв. м составляет $10. Таким образом, 10–15 млн рублей за одну
станцию было бы вполне достаточно.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортной политики ВШЭ
Константин Трофименко считает, что в первую очередь в капитальном
ремонте нуждаются все центральные станции, расположенные в пределах
кольцевой линии.
— Ключевым фактором при определении станций должен быть уровень
пассажиропотока, так, например, особое внимание надо уделить вестибюлям
и подземным переходам на станциях «Савеловская» и «Улица 1905
года», — отметил эксперт. — Также в отделочных работах нуждаются
«Рижская», «Пролетарская», «Крестьянская застава», «Римская», «Площадь Ильича»
и «Тульская».
Между тем сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город
и транспорт» Александр Морозов сомневается в том, что колясочные
съезды и напольная навигация значительно облегчат проход маломобильных
граждан в подземке.
— При адаптации вестибюлей и переходов для маломобильных групп
граждан необходимо спроектировать всё таким образом, чтобы инвалид мог пройти
весь путь от входа в метро до станции
без затруднений, — отметил Морозов. — Проектом необходимо
предусмотреть установку лифтов для спуска на станции. За пример можно
взять опыт метрополитена в Праге, который сопоставим по уровню
заложения с московским. В настоящее время там устанавливаются лифты
практически на всех старых станциях.
В то же время экс-глава НИиПИ Генплана Москвы, руководитель
«Моспроекта-5» Сергей Ткаченко полагает, что метрополитену необходимо
в первую очередь решать актуальные проблемы, а затем уже заниматься
благоустройством.
— За последние три года в несколько раз увеличилось количество
техногенных происшествий в метрополитене, в связи с этим
разумным выходом было бы потратить деньги на ремонт изношенных инженерных
систем, а не на благоустройство вестибюлей и переходов, —
считает эксперт. — Для проведения капитального ремонта на старых
станциях необходимо привлекать только те компании, которые имеют опыт
в реставрационных работах, в то время как на новых станциях
смогут работать любые строительные организации.