В метро создадут новую службу безопасности
Для работы в зонах досмотра штат подземки увеличат как минимум на 3 тыс. человек.
До
конца года столичная подземка наберет около 3 тыс. сотрудников
для работы в досмотровых зонах. Как рассказал «Известиям» начальник
службы безопасности метрополитена Владимир Муратов, для работы
в каждой из 305 зон досмотра потребуются как минимум три
сотрудника, которые будут работать в три смены. Специалистов подготовят
в учебных центрах столицы, в том числе в учебном центре
при Московском госуниверситете путей сообщения (МИИТ).
— Для работы в 305 зонах досмотра необходимо около 1 тыс.
человек, а так как сотрудники дежурят в три смены, то необходимо
увеличить штат как минимум до 3 тыс. человек, — пояснил
Муратов. — Специалистов обучат, в частности, работе
на рентгеновских аппаратах, а также профайлингу — выявлению
подозрительных лиц в толпе. Предполагается, что один человек будет следить
за проходом пассажиров через рамку металлодетектора, второй —
проверять багаж через рентгеновский аппарат, а третий — отвечать
за показатели всех датчиков, данные с которых поступают
на монитор.
По словам Муратова, в настоящее время специалисты центров готовят
образовательные программы, а затем метрополитен объявит конкурс,
по результатам которого будут определены те центры, в которых пройдут
подготовку будущие работники досмотровых зон. Вместе с сотрудниками
подразделения транспортной безопасности будут дежурить полицейские.
Отметим, что подготовка сотрудников метрополитена в учебном центре
при МИИТ уже ведется по разным направлением: так, за 2013 год
обучение по технике досмотровых мероприятий прошли 10 человек. В центре
установлена вся необходимая аппаратура для практических мероприятий,
на теорию и практику выделено 72 часа. По окончании обучения
сотрудники получают свидетельство, которое позволяет им работать
на досмотровой технике.
— В настоящее время мы прорабатываем вопрос обслуживания досмотровой
техники. Если с экономической точки зрения нам будет выгоднее создать
отдельное подразделение по технической поддержке устройств, то мы обучим
и подберем персонал, — сказал Муратов. — В отдельных случаях,
когда речь идет о сложной технике, например интроскопах, мы планируем
заключать договор на обслуживание с поставщиками.
Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов
отметил, что установка дополнительных пунктов контроля в метро является
реализацией федерального закона № 16 «О транспортной безопасности».
— Согласно изменениям в ФЗ № 16, вступившим в силу 3 февраля
этого года, если пассажир откажется пройти в зону досмотра, то договор
оферты будет расторгнут и дальнейшее передвижение в метро
для пассажира будет запрещено. Теперь в подземке действует такой же
принцип, как в аэропортах, — сказал депутат.
По мнению Старовойтова, сотрудникам управления транспортной безопасности
и полицейским необходимо обращать большее внимание на безопасность
и на подходах к метро, где в часы пик скапливаются большие
потоки людей.
По мнению зампреда общественного совета при ГУ МВД РФ по Москве
Антона Цветкова, появление зон досмотра поможет бороться не только
с терроризмом, но и с другими правонарушениями.
— При досмотре подозрительных лиц можно обнаружить перевозчиков оружия
или наркотиков, — отметил эксперт. — Полицейским стоило бы чаще
проверять документы — люди, у которых что-либо не в порядке,
выдают себя сами, лишь услышав просьбу.
Между тем председатель общественной организации «Гражданская безопасность»
Сергей Гринин уверен, что дополнительные зоны досмотра — малоэффективная
антитеррористическая мера.
— По-настоящему предотвратить взрыв может только работа
на опережение, то есть работа агентов по выявлению терактов еще
на этапе планирования операции, — считает эксперт. — Если
операция уже подготовлена и смертник запущен, трагедию практически
невозможно предотвратить. К тому же теракты, как правило, совершают
подготовленные люди, которые не всегда выглядят и ведут себя
подозрительно.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков опасается, что дополнительные
затраты на технику и зарплату персонала повлекут за собой лишь
увеличение стоимости проезда.