На платформах в метро обустроят шуц-линии для слепых
Первые выпуклые ограничители появятся на станциях «Полежаевская», «Алексеевская» и «Проспект Мира».
До конца года 38 платформ столичного метрополитена оборудуют специальными выпуклыми ограничителями — шуц-линиями для слепых. Об этом «Известиям» рассказал пресс-секретарь ГУП «Московский метрополитен» Павел Сухарников.
Всероссийское
общество слепых (ВОС) обратилось к подземке с просьбой оборудовать
станции, где находятся места частого пользования инвалидов, такие
как библиотеки и поликлиники. На выполнение работ
по капитальному ремонту полов с их дальнейшим приспособлением
под нужды маломобильных граждан учреждение планирует потратить
около 113 млн рублей.
— Во второй половине года метрополитен оборудует 38 станций специальными
шуц-линиями. Всероссийское общество слепых подготовило список тех станций,
которыми наиболее часто пользуются инвалиды по зрению, — пояснил
Сухарников. — Для ориентации глухих людей в подземке предусмотрены ряд
мер, в частности бегущая строка, которой оборудованы поезда типа «Русич»
и закупаемые новые составы 760-й серии. Также мигающая лампочка
на дверьми вагона позволяет инвалидам по слуху понять, когда
заканчивается посадка в поезд.
Председатель ВОС Александр Мошковский пояснил, что шуц-линии представляют собой
выпуклые полосы, которые размещают на расстоянии 0,5 м от края
платформы. Покрытие ограничителей позволяет почувствовать препятствие
как тростью, так и подошвой ботинка, поэтому риск падения инвалида
под поезд сводится к нулю, добавил он.
Создатель портала для путешествий маломобильных туристов «Открытая
планета» Игорь Гаков отмечает, что в настоящее время метрополитен
практически не приспособлен для перемещения инвалидов.
— В немецком метрополитене везде есть визуальное оповещение: электронные
табло, на которых отображается время прибытия поезда, направление его
следования и даже информация о задержке состава. Таким образом,
инвалиды по слуху могут без проблем ориентироваться
в метро, — сказал Гаков. — Для инвалидов по зрения крайне
важна ориентировка на краю платформы, так как это одно из самых
опасных мест в подземке. В ряде стран, в том числе в Германии,
такое покрытие используется. Также для обозначения специальных вагонов,
где есть места для инвалидов, используется маркировка составов. Например,
в скандинавских странах практически в каждом поезде первый
и последний вагоны приспособлены для размещения инвалидов
с колясками.
Между тем глава организации «Общество равных возможностей — все равны» Сергей
Соколов полагает, что к решению проблемы приспособленности метрополитена
для передвижения инвалидов необходимо подходить комплексно.
— Обустройство шуц-линий для безопасного перемещения слепых —
вещь необходимая, однако она носит точечный характер. До края платформы
инвалиду еще необходимо добраться, открыть тяжелые двери при входе
в подземку, спуститься на эскалаторе и пройти
по станции, — говорит эксперт. — Гораздо большую помощь
инвалидам могли бы оказать специальные помощники на станциях с колясками,
которые отвезли бы маломобильных граждан до конечной точки.
Как ранее писали «Известия», в этом году столичная подземка закупит поезда
нового поколения за 500 млрд рублей. В каждом головном вагоне поезда будет
обустроено как минимум одно место для проезда инвалида-колясочника.
Над специально оборудованными сидениями, размещенными у первой входной
двери, будут нанесены указатели «Места для инвалидов»
или соответствующие по смыслу пиктограммы, а наружную
поверхность входных дверей отметят надписью, указывающей
на приспособленность входа для маломобильных пассажиров.
Также, 10 февраля 2014 года в подземке открылись курсы
для собак-проводников, которые будут помогать перемещаться инвалидам
по зрению по станциям и переходам метро. Занятия
по обучению собак-проводников будут проводиться на станциях
«Новокосино» и «Авиамоторная».
Экспериментальное обучение включает в себя получение навыков пользования инфраструктурой метрополитена, в частности лифтами и эскалаторами, следование в подвижном составе, привыкание к шумовому эффекту в подземных условиях, наблюдение за поведением животных при нахождении в обстановке скопления большого количества пассажиров.
На заключительном этапе при передаче инструктором собаки-проводника инвалиду будут организованы выездные занятия на территории метрополитена с целью обучения правильному взаимодействию с собакой.
По итогам обучения школа будет выдавать документы об окончании курсов, а затем четвероногие проводники будут переданы инвалидам, стоящим в очереди на получение поводырей.