Банковские и газетные киоски в метро заменят на комнаты досмотра
В подземке нельзя будет купить газету или лекарства, но зато на 46 станциях появятся досмотровые комнаты и рентгеновские установки.
Столичная подземка заключила договор
с тремя компаниями на поставку оборудования в комнаты досмотра.
Фирмы «Диагностика-М» и «Медрентех» предоставят метро рентгеновские установки
неконвейерного и конвейерного типа, а «Современные наукоемкие
технологии» — стационарные рамочные металлодетекторы. Об этом «Известиям» рассказал
начальник службы безопасности Московского метрополитена Владимир Муратов. Кроме
того, ООО НПП «Экотест ЛТД» уже поставило в подземку первые 40
взрывозащитных контейнеров — пилотные боксы поставят на привокзальных
станциях.
В декабре 2013 года заместитель начальника подземки Александр Вайсбурд заявил,
что торги на поставку оборудования в досмотровые зоны общей
стоимостью около 1,5 млрд рублей были признаны несостоявшимися.
В конце ноября 2013 года Московским метрополитеном был объявлен конкурс
на поставку оборудования для оснащения комнат досмотра пассажиров,
которые появятся на 46 станциях подземки в следующем году. Речь идет
о рентгеновских установках, взрывозащитных контейнерах, аппаратуре
радиационного контроля, портативных обнаружителях взрывчатых веществ
и других системах безопасности.
— Главная причина, по которой не был определен победитель
на прошедших торгах, заключалась в отсутствии
у компаний-участников документа о соответствии поставляемой
аппаратуры необходимым требованиям, — сказал Муратов. — Мы выбрали
несколько компаний, которые отвечают требованиям ФСБ, и заключили
с ними договор на условиях, не хуже объявленных ранее. Среди них
фирмы «Диагностика-М», «Медрентех», «Современные наукоемкие технологии»
и ООО НПП «Экотест ЛТД».
По его словам, рядом с каждой досмотровой зоной будут установлены
взрывозащитные контейнеры. В январе 2014 года компания из города Арзамас
уже поставила метрополитену 40 боксов, всего в рамках заказа будет
установлено 294 единицы. Первые из них появятся на вокзальных
станциях Кольцевой линии, в частности на «Курской», «Павелецкой» и
«Комсомольской».
— В такую бочку можно поместить, к примеру, гранату, и ее разрыв
будет поглощен, —пояснил начальник службы безопасности. — В настоящее
время проводится работа по поиску места для размещения зон досмотра
на каждой станции. Все объекты, которые станут мешать установке
специальной техники, будут убраны или перенесены в другие места,
например автоматы по продаже билетов или газетные киоски.
В службе имущественно-земельных отношений и инвестиций метрополитена также
пояснили, что в случае возникновения конфликтных ситуаций, когда
организации досмотровых зон станут препятствовать аптечные киоски или банковские
отделения, предпочтение будет отдаваться обеспечению безопасности пассажиров.
Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков
считает, что торговые точки, расположенные в вестибюле метрополитена,
будет проблематично переделать в зоны досмотра без коренной
реконструкции самого вестибюля.
— Обычно торговые точки располагаются за турникетными линиями,
следовательно, их реорганизация в пункты досмотра будет препятствовать
свободному движению пассажиропотока и создаст дополнительные трудности
во время часов пик, — сказал эксперт.
Между тем председатель правления Ассоциации транспортной безопасности Александр
Свешников отметил, что метрополитену стоило бы не лично определять
поставщика, а повторно провести конкурс.
— В нашу ассоциацию входят такие компании, как «Хайманн Рус» и «ВЛИБОР
системс», известные по разработке и поставке рентгеновской техники
конвейерного типа, — отметил Свешников. — На протяжение года этим
фирмам так и не удалось получить необходимые документы для участия
в конкурсе по линии Минтранса и ФСБ, поскольку это закрытые
структуры. В связи с этим вопрос, каким образом выбранным компаниям
удалось получить необходимые документы, остается открытым.
Как пояснили в Ассоциации транспортной безопасности, компания «Медрентех»
уже поставляла досмотровую технику на станцию «Охотный Ряд». Фирма
«Диагностика-М» является дочерним предприятием «Лаборатории ТСНК»
и специализируется на разработке аппаратов конвейерного типа.
По мнению председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра
Жаркова, конфликтных ситуаций между метрополитеном и коммерческими
компаниями не возникнет, если подземка продумает систему компенсации.
— Пострадавшим торговым точкам стоит предложить место в вестибюлях
других станций, — сообщил он. — Безопасность граждан должна быть
превыше всего, однако стоит также считаться с интересами бизнеса.
Как ранее писали «Известия», в целях обеспечения антитеррористической
защищенности столичный метрополитен расторгнул договор аренды с ООО «Буфет
Метро» — компанией, открывшей десятки точек быстрого питания
на станциях и переходах между ними. На освобожденных от киосков
площадях будет размещено технологическое оборудование, в том числе
досмотровые зоны.